8 шагов к чату, где спокойно педагогам и родителям

Все родители, чьи дети ходят в детские сады или школы, знают, что такое родительские чаты. Если еще лет пять назад все общение сводилось к решению организационных вопросов на собрании раз в три месяца, то теперь родители постоянно на связи и друг с другом, и с воспитателями, и с педагогами. С помощью диалога в мессенджере легко решать срочные вопросы или просто текущие, чтобы не встречаться лишний раз. Но культура группового общения в чатах только формируется, поэтому иногда участники испытывают дискомфорт — от обилия смайлов, сообщений не по теме или непривычной стилистики. Рассказываем, как сделать чаты помощником во взаимодействии с другими родителями и педагогами, а не раздражающим фактором.

Главная проблема состоит в том, что ведущие беседу люди зачастую не знакомы друг с другом или знакомы поверхностно, не видят собеседников в глаза, а еще, скорее всего, работают, занимаются бытом, ведут машину именно в тот момент, когда экран начинает светиться сообщениями про непонятную домашку и очередные подарки на День учителя. Люди невольно раздражаются, и, по сути, на пустом месте случаются конфликты.

Инструменты для общения в интернете все время обновляются. Этикет за всем этим просто не поспевает. В какой-то момент выработались и закрепились правила переписки по электронной почте, но все: email перестал быть основным средством связи и остался только для деловой переписки внутри корпораций. Для общения же мы сейчас предпочитаем более удобные инструменты — соцсети и мессенджеры. Какие нормы этикета в них уже закрепились, пока непонятно. Можно и нужно ли указывать собеседнику на ошибки и опечатки? Хорошо ли переписываться в соцсетях учителям и ученикам? Нет ли в этом нарушения границ? Можно ли посылать важные вопросы голосовыми сообщениями? Допустимы ли в чате родителей класса смайлики и сообщения-оффтопики? А когда выработаются четкие правила, то на смену мессенджерам тут же придет что-нибудь еще.


Многие лингвисты и филологи уже неоднократно обсуждали в соцсетях и своих публикациях еще одну важную тенденцию: язык чатов и мессенджеров нельзя отнести ни к чисто письменной, ни к устной речи. Почему? Дело в том, что письменная речь используется, как правило, в неких официальных ситуациях: деловом общении, научном контексте. А устная — в бытовом. В чате же получается, что мы, с одной стороны, пишем, а с другой, находимся в неформальной ситуации. Поэтому возникает когнитивный диссонанс: мы придираемся к отдельным фразам, можем обижаться на отсутствие заглавных букв и запятых, где-то сами додумываем контекст, потому что считаем, что письменная речь должна быть четкой и чистой. Но дело в том, что общение в чатах — это не письменная речь в чистом виде.  

Все дело в контексте. Мессенджеры существуют для бытового, неформального общения, мы перебрасываемся в них теми же фразами, какими обычно обмениваемся при встрече. И так же, как и в бытовом разговоре, не раздумываем над формулировками и строгим соблюдением этики. Вот почему даже грамотные люди часто пишут в мессенджерах без знаков препинания, не используют заглавные буквы — наш мозг просто воспринимает эту «речь» как устную, а значит, не делит ее на отдельные предложения, не делает пауз, не пытается выразить мысль «красиво».


Как же общаться, чтобы не задеть окружающих и не спровоцировать конфликт на пустом месте? И родители, и учителя, и психологи с лингвистами сходятся на одной мысли: основные законы этики — про вежливость, скромность, общение в границах — никто не отменял и в интернете. Что касается частных ситуаций, то здесь каждый родительский коллектив может выработать собственный кодекс и стараться ему следовать. 

 8 ШАГОВ К ЧАТУ, ГДЕ СПОКОЙНО ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ:

  1. Определитесь с задачей чата — обсуждение или действие. Оптимальная форма для детского сада и школы — действие, то есть чат, в который могут писать только администраторы.  
  2. Если понадобится дискуссия, в большинстве чатов можно будет дать всем возможность в ней поучаствовать. Но желательно сразу назначить модератора обсуждения. 
  3. Пропишите правила в чат и поместите их в закрепленное сообщение. Важно определить темы обсуждений, задачи чата, тон разговора, правила блокировки участников, время, когда чат активен. 
  4. Чат группы или класса — это чат общих вопросов. Все частные вопросы решаются только в личных сообщениях.  
  5. Если вам необходимо обратиться к конкретным людям, лучше всего их отметить в чате (тегнуть). Это увеличит вероятность того, что человек прочитает ваше сообщение.  
  6. Если вы рассылаете фотографии с утренников и концертов, желательно заранее уточнить у всех родителей, не против ли они подобной рассылки.   
  7. Будьте осторожны, когда работаете с персональными данными. Не отправляйте и не просите отправить вам через общий чат данные документов, адреса прописки, номера банковских карт и так далее.  
  8. Избегайте излишнего размещения информации (овершеринга). Не надо делиться всеми полезными для учебы ссылками из интернета, гифками, поздравлениями с массой праздников и городскими страшилками.

Источник фото: https://dzen.ru/a/ZMEYtMFGzCL7EfPL