Характеристика буллинга в подростковой среде

На протяжении множества лет изучается тема насилия и злости. В настоящее время данному проявлению дано понятие буллинг.

Буллинг это обычное дело для многих детей и подростков. Следует отметить, что подростковая агрессия в последние годы повысилась в несколько раз. Они склонны к дракам, издевательствам над сверстниками, насмешкам и конфликтным ситуациям. Опросы показывают, что до половины всех детей когда-либо в школьные годы подвергаются издевательствам, и не менее 10% подвергаются издевательствам на регулярной основе.

Сейчас же тема буллинга, как агрессивного поведения среди подростков имеет актуальность. Подростковый буллинг не может не тревожить, но несмотря на это, о данном феномене не было принято говорить. В отечественной литературе тема мало освещена, а вот за рубежом это проблема номер один. Дети, над которыми издеваются, испытывают настоящие страдания, которые могут помешать их социальному и эмоциональному развитию, а также успеваемости в школе. Некоторые жертвы издевательств даже пытались покончить жизнь самоубийством, вместо того чтобы продолжать подвергаться такому преследованию и наказанию.

          Что же из себя представляет буллинг? Буллинг (от англ. Bully – хулиган, драчун, насильник) – психологический террор, избиение, травля одного человека другим. Также можно сказать, что буллинг представляет собой длительное насилие со стороны одного индивида или же нескольких в отношении другого, который в свою очередь не способен защитить себя в данной ситуации.

Фрагмент из книги Д. Олвеуса «Буллинг в школе»: «Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку. Единичные или даже повторяющиеся случаи проявления нахальства или наглости еще не являются буллингом. Нужна длительность и систематичность».

Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Холл и многие другие умы того времени занимались изучением подросткового возраста, давали ему характеристику и описывали особенности этого периода.

Сам же подростковый возраст характеризуется, как критический переходный период, важными изменениями личности, связанными с половым созреванием и выходом во взрослую жизнь. Именно поэтому его называют переходный возраст. Именно в этом возрасте выраженно проявляется агрессия у школьников, желание произвести впечатление на сверстников не редко происходит посредством самоутверждения за счет других. Иными словами, подростки склонны к буллингу, не понимая какой вред это приносит как им самим, так и их жертвам.

Первые исследования молодежного буллинга приходят на имя Д. Олвеуса и определяют феномен как, целенаправленное агрессивное поведение при условии неравенства среди подростков. Под неравенствами подразумеваются внешние отличия, половые различия и характер подростка. В России же исследованием явления «буллинг» именно у подростков занимались выдающееся ученые: И. С. Кон, О. Л. Глазман, А. А. Бочевар. Именно они стали изучать феномен комплексно, ранее изучались отдельные проявления данного явления.

Если подросток отличается от других, то это обязательно натолкнет остальных к насмешкам и издевательствам. Зачастую, дети склонны к насмешкам по поводу веса, врожденных особенностей. Все, кто так или иначе отличаются от них, становятся предметами обсуждения.

При использовании термина «буллинг» среди учащихся необходимо соблюдать несколько различий. По словам Ушаковой Е. Н., не все конфликты, акты насилия или агрессии следует приравнивать к издевательствам. Запугивание является подкатегорией агрессии, которая, в свою очередь, определяется как «агрессивное поведение, враждебное поведение человека в ответ на реальное или мнимое снижение власти, с целью увеличения собственной силы или уменьшения силы «противника».

Также следует выделить причины буллинга у подростков. Е. Н. Ушакова пришла к выводу, что ими могут быть стремление привлечь к себе внимание со стороны сверстников или же взрослых, стремление быть авторитетным подростком, быть главным среди одноклассников и конечно желание ущемить достоинство другого. У всего этого цель только одна, а именно быть замеченным, подчеркнуть свое превосходство.

В связи с этим все причины проявления данного явления можно разделить на три большие группы. С. Кривцова описывает семейные причины, которые являются ключевой группой причин, по которым у подростка может развиваться агрессивное поведение и, следовательно, склонность к агрессии. Когда учителя замечают в поведении подростка неуместную агрессию, важно предварительно изучить ситуацию в семье ребенка и понаблюдать за взаимоотношениями семьи. Вот некоторые семейные факторы, влияющие на поведение подростка: драки и конфликты между родителями, отсутствие общего свободного времени, равнодушие родителей, безынициативность к проблемам подростка, агрессивное поведение в бытовых ситуациях, чрезмерный родительский контроль. Все это влияет на личность подростка. Он пытается копировать поведение своих родителей, но на практике это выглядит, как презрение более слабых сверстников.

Следующим фактором, играющим роль в проявлении буллинга, является социальная среда. Внешнее окружение подростка играет важную роль. Социальные причины могут быть связаны с конфликтами в окружении одноклассников, неуважительного отношения педагога к ученику, а также негативно окрашенный эмоциональный климат в ученическом коллективе.

И последними являются внешние факторы. К внешним относятся: влияние СМИ и интернета, необоснованные сцены насилия в фильмах, компьютерные игры и даже нездоровая пища.

Запугивание и травля не являются нормой поведения, его следует сбрасывать со счетов. М. Нечаева выделяет характеристики, по которым можно определить жертв буллинга, именно на это стоит обратить свое внимание учителям и родителям. К ним относят: потерянную или же поврежденную одежду, необъяснимые синяки, страх и тревожность, отстраненное поведение, отсутствие друзей, потеря аппетита и ухудшение отметок.

С распространением сети Интернет, все чаще встречаются издевательства, этому дано понятие кибербуллинг. Оскорбления и клевета стали привычным делом для подростков, ведь они чувствуют свою безнаказанность, отправляя гневные сообщения в сети. Школьное насилие и издевательства, в том числе киберзапугивание, по-прежнему широко распространены и затрагивают многих детей и молодых людей. С. Т. Мерцалова отмечает, что с появлением интернета не стоит недооценивать и компьютерные игры, и фильмы, где сцены насилия присутствуют в большом количестве. Для впечатлительных подростков они могут сыграть большую роль в проявлении негативных эмоций. Вот к каким выводам пришли исследователи о влиянии игр на подростков. Жестокие игры сразу провоцируют агрессивное поведение, игры усиливают враждебность молодежи. Подростки, которые плохо учатся, как правило, проводят время, играя в видеоигры, жестокие видеоигры влияют на агрессивность подростка больше, чем отношения в семье или со сверстниками. Но также стоит отметить, что исследователи пришли к выводы о проценте влияния таких игр на подростков, этот процент равен 0,04. Это значит, что не стоит отрицать влияние игр на агрессивную сторону подростка, но также, к счастью, процент не велик. Теперь же, что касается фильмов. Как было отмечено ранее, зачастую влияние оказывается на впечатлительных детей. Кровавые сцены, насилие и оскорбление, которое присутствует в фильмах вызывают беспокойство. Подростки, оказавшиеся под влияние современного кинематографа, ведут себя обеспокоенно и озлобленно, пытаясь подражать кумиру из фильма. Известны случаи насилия над домашними животными, только лишь после просмотра очередного ужастика.

Подростки делают ошибки. Они могут говорить или делать что-то, не понимая, как это повлияет на других. Дети и подростки находятся в процессе развития социальных и эмоциональных навыков и иногда могут совершать ошибки. Это нормально и нормально не соглашаться с идеями или действиями других людей. Запугивание подростков является типом школьного издевательства. Вред таких издевательств нельзя недооценивать.

С издевательствами в последнее время подростки сталкиваются относительно часто, это могут быть обзывательства, ополчение против одного целым коллективом или классом, это может случиться с кем угодно. Зачастую подростки чувствуют себя бессильными против такого явления. Поэтому школьный преподавательский состав и родители должны принимать меры для предотвращения данного феномена. К. Лоренц приходит к выводу о том, что процесс буллинга происходит, когда слова или же действия повторяются неоднократно и наносят вред благополучию подростка, важно понимать, что это преднамеренное поведение, это делается специально, чтобы заставить ребенка чувствовать себя запуганным и беззащитным. Подростки, которые хотят контролировать или иметь власть, склонны к издевательствам.

Различают травлю прямую, когда подростка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную: распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой.

Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а вот пик косвенной травли приходит на переходы в среднюю и старшую школу. Мальчики же больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях, например, они чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают карманные деньги и портят вещи, им угрожают, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов.

Некоторые подростки, ставшие жертвами издевательств, ищут способы отомстить или отомстить. Этих детей часто называют «жертвами хулиганов», и они часто чувствуют себя оправданными в своих действиях, потому что их тоже преследуют и мучают.

Когда они запугивают других, они могут чувствовать облегчение и оправдание того, что они испытали. Иногда эти дети нацеливаются на кого-то более слабого или более уязвимого, чем они. В других случаях они даже пойдут за человеком, который их запугивал.

Подростки из неблагополучных семей более склонны к издевательствам, потому что для них созданы модели агрессии и насилия. Дети, оставшиеся без попечения родителей или одного родителя также могут прибегнуть к издевательствам. Это дает им ощущение власти и контроля, которого им не хватает в собственной жизни. Издевательства над братьями и сестрами также могут привести к издевательствам в школе. Когда старший брат или сестра насмехается и мучает младшего брата или сестру, это создает чувство бессилия. Чтобы восстановить это чувство силы, эти дети затем запугивают других, иногда даже подражая действиям своего старшего брата или сестры.

Дети, которым скучно и которые ищут развлечений, иногда прибегают к издевательствам, чтобы добавить в свою жизнь волнения и драмы. Они также могут решить запугивать, потому что им не хватает внимания и контроля со стороны родителей. В результате издевательства становятся способом привлечь к себе внимание.

Между тем дети, которым не хватает эмпатии, часто любят ранить чувства других людей. Подростки нередко запугивают сверстников, которые чем-то отличаются от них. Например, дети могут стать мишенью, потому что у них есть особые потребности или пищевая аллергия. В других случаях детей выделяют за их расу, религию, гендерную идентичность и сексуальную ориентацию.

Почти все исследования содержат утверждения о том, что пол является центральным критерием дифференциации насилия: мальчики более восприимчивы к насилию, чем девочки, они склонны одобрять насилие, более склонны к насилию, а также чаще прибегают к физическим актам насилия. Различия между мальчиками и девочками наиболее очевидны в сфере физического насилия. Мальчики гораздо чаще прибегают к физическому насилию, чем девочки.

На вопрос, почему буллинг проявляется так по-разному у девочек и мальчиков, здесь нельзя дать удовлетворительный или окончательный ответ. В этом контексте следует изучить генетику поведения, а также социальные и семейные роли и гендерные отношения. Для профилактической работы против буллинга среди школьников важно, чтобы представители обоих полов затрагивались на занятиях как виновники, так и жертвы, мальчики чаще подвергались травле с физическим насилием и угрозами, а девочки чаще подвергались насмешкам, осмеянию или жертвам слухов. При обсуждении мер вмешательства и предотвращения женщинам и мужчинам следует придавать равный вес как преступникам, жертвам или последователям.

Исследования показывают, что причины издевательств могут варьироваться от отсутствия контроля над импульсами и проблем с управлением гневом до мести и стремления приспособиться. Зная больше о том, почему хулиганы делают то, что они делают, можно определить, как бороться с этим поведением.

Отсюда следует вывод, что участники процесса буллинга делятся на три группы, а именно: буллеры, жертвы и так называемы свидетели. Это называется буллинг структурой, которую описывает в своих трудах О. Л. Глазман.

Большинство подростков буллеров доказывают свое превосходство, самоутверждаются за счет других. Их можно описать, как физически крепких, популярных среди подростков, они обладают отличными коммуникативными навыками. Но зачастую такие подростки испытывают одиночество, агрессию и непонимание со стороны родителей. В обычных случаях зачинщиками становятся один-два подростка.

Жертвы буллинга среди школьников отличаются неуверенностью, слабостью характера, обычно это дети отверженные, одиноки, или же отличающиеся от остальных.

Касательно свидетелей можно сказать, что их поведение зависит от конкретных обстоятельств, они могут поддерживать травлю, а именно пассивно одобрять поведение буллеров, либо безразлично наблюдать со стороны за процессом буллинга. Причиной такого поведения является страх стать жертвой издевательства буллера.

Следует отметить, что последствия буллинга ни для кого не проходит бесследно. Если вовремя не обнаружить и предотвратить процесс издевательств, каждая сторона процесса понесет в себе изменения. В трудах Е. Н. Ушаковой говорится о том, что часто буллеры не справляются с агрессией, и она выливается в более неприятные ситуации, они чувствуют свою вседозволенность и выходят в мир, где такое их поведение не допустимо, из-за чего возникают серьезные проблемы в общении, принятии таких людей и антисоциальное поведение. Жертвы как правило испытывают негативные переживания, грусть, которая может перейти в серьезную депрессию, обиду и злость, часто подростки замыкаются в себе, все это несет в себе серьезные проблемы. Свидетелям тоже не легко, у них появляется чувство вины и беспомощности перед агрессивным поведением, с которым им становится сложно жить.

Родителям бывает трудно справиться с агрессивным чадом, особенно когда его агрессия проявляется в виде оскорблений, сплетен и словесных унижений.

Но подростковый буллинг бывает трудно заметить. Выделяют признаки, по которым можно определить и обратить внимание. Например, у подростка над которым издеваются, могут быть проблемы по успеваемости. Вот пример некоторых действий, которые помогут родителям, если они подозревают, что над их ребенком издеваются. Нужно задавать вопросы ребенку, интересоваться его состоянием, также родители в силах научить ребенка, как нужно вести себя при столкновении с буллером, как реагировать на агрессию в свою сторону, не нужно учить ребенка наносить ответный удар, принцип око за око в таких случаях не работает. В отечественных, а также зарубежных работах психологов замечается, что неблагоприятные взаимоотношения среди подростковых коллективов способствуют возникновению отрицательных и негативных переживаний, отсутствию уверенности в себе, появляется озлобленность, нежелание учиться, а в запущенных случаях и нежелание жить. Плохие отношения в кругу одноклассников приводят к самым разным негативным последствиям. Е. Ильин  обращает особое внимание на эмоциональные и поведенческие признаки. Важно проводить беседы среди подростков на тему буллинга, интересоваться их эмоциональным состоянием, эту работу должны проводить, как школьные учителя и психологи, так и родители.

Источник фото: https://kuban.mk.ru/social/2021/07/13/eksperty-rasskazali-o-tom-kak-spravlyatsya-s-travley-v-shkole.html?fromtg=1