Возрастные особенности младшего подростка

Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.

 К основным особенностям данного возраста можно отнести:

· потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

· повышенная утомляемость;

· стремление обзавестись верным другом;

· стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

· повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

· стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

· отсутствие авторитета возраста;

· отвращение к необоснованным запретам;

· восприимчивость к промахам учителей;

· переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

· отсутствие адаптации к неудачам;

· отсутствие адаптации к положению “худшего”;

· ярко выраженная эмоциональность;

· требовательность к соответствию слова делу;

· повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации:

· удовлетворенность ребенка процессом обучения;

· ребенок легко справляется с программой;

· степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

· удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

· усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

· нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

· стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

· нежелания выполнять домашние задания.

· негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

· жалобы на те или иные события, связанные со школой.

· беспокойный сон.

· трудности утреннего пробуждения, вялость.

· постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 Чем можно помочь ?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

 Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

 Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

 Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

 Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Рекомендации при определенном поведении

(реакции) подростка

Характерное поведение (реакции) подростковРекомендации взрослым
Переполнены энергией, быстро растут, любят действовать: сначала делают, потом думают.Планируйте разнообразные полезные занятия: ручной труд, активные игры и т.п. Поощряйте размышления о последствиях своих поступков.
Учатся в активной деятельности.Необходимо активно задействовать детей в обучении. Им быстро надоедают занятия в виде лекций. Каждое занятие для них должно быть новым и интересным.
Активно развивается логическое мышление.Дайте возможность детям высказываться на занятиях, делать свой выбор в поступках. Учите их разумно обосновывать поступки. Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению.
Преобладает конкретное мышление. Трудно воспринимают абстракции.Объясняйте просто и ненавязчиво, не используйте замысловатые фразы и символы.
Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление.Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогайте им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца. Чаще хвалите и поддерживайте идеи подростков.
Шумные, любят ссориться.Поощряйте уравновешенность и спокойствие. Сами создавайте спокойную атмосферу.
Любят быть вне помещения.Детям этого возраста очень тяжело усидеть в здании. Порой даже интересное занятие не сможет их заинтересовать, если на улице благоприятная погода для прогулки и игр.
Превращаются из ребенка во взрослого и приобретают способности, присущие полу.  В этот момент дети нуждаются в особой поддержке и понимании. Помогите подростку почувствовать, что он по-своему привлекателен. Никогда не акцентируйте внимание на его физическом развитии. Просто и естественно принимайте каждого. Уважайте их чувства. Рассказ о сходных чувствах может помочь ребенку чувствовать себя свободней.
Очень критичны, особенно к взрослым.В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же время можно положиться, поэтому будьте примером осмысленности и правоты. Умейте выслушивать подростков и чаще говорите с ними на интересующие их темы.
Могут принимать ответственность на себя.Придумывайте каждому какие-нибудь постоянные поручения, чтобы каждый нес какую-то ответственность, и осторожно помогайте им в этом. Важна партнерская позиция взрослого по отношению к личности младшего подростка. Не будьте безучастными, ограничиваясь контролированием детей.
Сильное чувство компании, команды.Помогите взводу стать дружной командой. Усиливайте чувство принадлежности к группе и личное внимание. Но не надейтесь, что они примут Вас в свою компанию: они хотят быть самостоятельными. Для поддержания интереса на уроке нуждаются в полной занятости. Необходимо задействовать их во время работы в классе.
Обладают само-сознанием. Подростки думают о себе так много, что им кажется, что о них постоянно думают и другие.Не злоупотребляйте замечаниями и критикой. Детям необходимо поощрение. Чаще отзывайтесь о них положительно.
Сверхчувствительны к критике.Будьте осторожны, выбирая путь к их душе. Берегите чувства детей. Никогда не исправляйте, унижая.
Острое чувство юмора, много шума и хихиканья.Вызывайте и правильно направляйте юмор. Учите оценивать, что смешно, а что нет. Позволяйте себе смеяться вместе с ними.

Источник фото: https://dzen.ru/a/ZEvX_tg7QBjwjByS