Самоповреждения («self-harm», селфхарм) подростков в настоящее время активно обсуждаются в связи с проблемами подростковых суицидов. Самоповреждающее поведение ошибочно может быть принято за попытку суицида, однако это осознанные попытки навредить своему телу без намерения совершить самоубийство. Чаще всего самоповреждения имеют вид самостоятельно нанесенных порезов, синяков и ожогов. Социально и культурно обусловленные повреждения тела (пирсинг, татуировки, ритуальные повреждения) не считаются селфхармом.
Согласно определению Б.Уолша, «самоповреждение — это намеренное нанесение себе телесного вреда, имеющего малую вероятность летального исхода, социально неприемлемое по характеру и производимое с целью уменьшить и/или справиться с психологическим дистрессом». Это определение подчеркивает несколько ключевых аспектов, таких как намеренность (акты самоповреждения совершаются осознанно), низкая вероятность летального исхода (целью не является смерть, а облегчение эмоционального состояния), а также социальная неприемлемость (подобные действия часто осуждаются обществом). Важный момент, который выделяется в этом определении — это то, что самоповреждение совершается как способ уменьшить или справиться с психологическим дистрессом, то есть с сильным эмоциональным страданием.
Самоповреждение рассматривается как форма аутоагрессивного поведения, свидетельствующая о наличии у человека значительных психологических проблем.
Согласно определению, Н.Польской, самоповреждающее поведение — понятие, охватывающее широкий круг действий, связанных с намеренным физическим повреждением собственного тела, рассматривается как социально неодобряемое поведение, не имеющее суицидальной направленности. К действиям самоповреждающего характера относят порезы и уколы острыми предметами на коже, удары по телу, самоожоги, прикусывание губ и языка, расчесывание кожи и т.п. К наиболее распространенным способам самоповреждения относят порезы ножом, бритвой и другими острыми предметами.
Очень важную роль в формировании самоповреждающего поведения подростков играет семья, семейные отношения. Вклад семьи в данном вопросе может заключаться в общей дисфункции семейных отношений, наличии суицида в семейной истории, алкогольной и наркотической зависимости у членов семьи, психопатологии. Подростки с ненадежной привязанностью к родителям более чувствительны к стрессовым воздействиям. Они сообщают о меньшем уровне воспринимаемой поддержки со стороны семьи и друзей, большей тяжести депрессивной симптоматики, демонстрируют больше агрессии, хуже включаются в направленное на решение проблем общение с родителями, менее социально компетентны, проявляют неадаптивные способы совладания с негативными эмоциями и худшие навыки решения проблем.
Возраст начала самоповреждающих действий может варьироваться от четырех до шестидесяти лет и старше. Однако наиболее часто самоповреждения проявляются в подростковом возрасте, что связано с особенностями полового созревания.
В этот период эмоции становятся особенно интенсивными, а недостаток эффективных стратегий совладания с ними, таких как неспособность самостоятельно успокоиться или найти утешение, проявляется наиболее ярко.
По результатам различных исследований, самоповреждающие действия начинают проявляться в возрасте от 12 до 16 лет. Наибольшая частота самоповреждений наблюдается у девочек-подростков и женщин, у которых имеются симптомы депрессии, диагноз СДВГ или расстройства настроения.
Самоповреждающее поведение часто связано с эмоциональной нестабильностью, трудностями в межличностных отношениях и недостаточной способностью к саморегуляции.
Саморегуляция — это способность индивида контролировать свои эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях. У подростков этот процесс еще находится в стадии формирования, что делает их особенно уязвимыми перед стрессовыми факторами и внутренними конфликтами. Недостаточная развитость навыков саморегуляции может привести к различным формам деструктивного поведения, включая самоповреждение.
Саморегуляция — это сложный психологический процесс, включающий в себя несколько компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивная составляющая включает осознание собственных мыслей и эмоций, их оценку и интерпретацию. Эмоциональный компонент подразумевает управление эмоциями, контроль над их выражением и реакцией на внешние стимулы. Поведенческая сторона связана с выбором адекватных стратегий поведения в зависимости от ситуации.
В подростковом возрасте процесс саморегуляции весьма специфичен и подростку необходима помощь со стороны, ведь самостоятельно развивать в себе подобные навыки в такой противоречивый возрастной период крайне затруднительно. Работа по развитию навыков саморегуляции должна осуществляться непосредственно под руководством педагога.
Образовательные программы, направленные на обучение подростков навыкам саморегуляции, включают элементы когнитивно-поведенческой терапии, майндфулнесс (осознанность), развития эмоционального интеллекта, обучения конструктивному разрешению конфликтов и формирования позитивного самоотношения.
Эти направления в работе с подростками помогают развивать умение распознавать и понимать собственные эмоции, а также выбирать адекватные стратегии поведения в сложных ситуациях. Существенную роль в этом процессе играют техники релаксации, дыхательные упражнения, которые помогают снизить уровень стресса и улучшить общее самочувствие, нормализовать эмоциональное состояние подростков, склонных к самоповреждающему поведению.
