«Тайм-менеджмент младшего школьника». 3-й класс

Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок не приступает к выполнению домашнего задания без напоминания, откладывает на неопределенный отрезок времени выполнение уроков, предпочитая проводить время за просмотром телевизора. Многие дети совсем не знают, чем можно занять себя в свободное время. А часто дети сталкиваются с проблемой: столько всего хочется сделать, а времени для этого совершенно нет. На самом деле, конечно, оно есть. Просто время очень легко ускользает, если его не организовать и тратить впустую.

— Сталкивались вы с такой проблемой?

— Бывает ли, что ваши дети откладывают выполнение домашнего задания или затягивают его на полдня?

— Как вы справляетесь с такими трудностями?

Отличным решением проблемы является научение ребенка нехитрым техникам тайм-менеджмента.

Очень часто выполнение домашнего задания растягивается на непомерное количество времени — ребенок устает и теряет интерес к процессу. (А в 3 классе на выполнение домашнего задания ребенок должен тратить всего 1.5 часа [инструктивно-методическое письмо министерства образования от 21 июля 2017 года]) А ведь кроме уроков есть другие дела — секции, помощь по дому, отдых, общение с семьей и друзьями. Организация времени дисциплинирует, помогает правильно сочетать отдых и учёбу.

Тайм-менеджмент полезен для тех детей, которые уже начинают самостоятельно распоряжаться свободным временем.

В обучении ребенка тайм менеджменту есть 3 главных этапа. Это мотивация, планирование и контроль. Родителю необходимо замотивировать ребенка, чтобы он сам захотел научиться управлять временем. Важно не давить на ребенка, быть доброжелательным. На этом этапе отличными помощниками послужат:

  • хронометраж. Предложите ребенку записывать все, что будет с ним происходить с момента пробуждения до момента ночного сна. Для того, чтобы увидеть, эффективно или нет ребенок распоряжается собственным временем, понадобиться один-два будних дня и один выходной.
  • игровой анализ ситуации. Предложите ребенку небольшие кейсы — игровые ситуации с описанием дня вымышленного мальчика или девочки. Обсудите, как считает ваш ребенок, правильно или неправильно распределяет время герой вашей истории. Где бы он мог больше уделить времени образованию, а где меньше провести времени за компьютером? Уточните, чем бы ваш ребенок посоветовал заняться герою истории в личное свободное время. Такие игровые ситуации служат для родителей своего рода показателем ситуации, которая происходит с их собственным ребенком. Внимательно выслушайте ответы и подумайте вместе, каков же может быть идеальный день школьника.

На этапе планирования предложите ребенку составить список, в котором будут учтены:

  • все важные дела (учебные, секции, кружки и т.д.),
  • помощь по дому (чем ребенок хочет и может помочь как самостоятельно, так и путем совместной деятельности с родителем).
  • свободное время (что именно хочется сделать: рисовать, собирать конструктор, собирать авиамодель, рисовать песком и так далее).

Когда список составлен, следует определить порядок, в котором будут выполняться дела и отвести определенное количество времени на каждое дело из списка.

Для большей наглядности дела из каждой группы (важные, помощь по дому, свободное время) можно выделять отдельным цветом.

На этапе контроля для того, чтобы отследить эффективность прожитого дня, необходимо договориться с ребенком о том, что выполнение или не выполнение какого-либо дела должно быть отмечено. Это может быть: система «плюс — минус»; отметка цветом «красный» — не выполнено, «зеленый» — выполнено; можно использовать наклейки или предложить ребенку придумать собственную систему, что позволит ему проявить инициативу и будет способствовать стимулированию умственной деятельности.

Такого рода контроль необходим для того, чтобы ребенок наглядно видел результат проделанной работы и обучался навыкам самоконтроля.

Наглядное соотношение выполненных и невыполненных дел решает еще одну важную задачу: побуждает ребенка на выполнение задания, порождает стремление «увидеть яркий красивый результат», и как следствие повышает самооценку школьника.

В конце каждого дня необходимо ответить на ряд вопросов:

  • Все ли запланированное сделано?
  • Что не сделал (а)? Почему?
  • Отметить, из какого блока дела, которые не сделаны (важное дело/ помощь по дому/ свободное время).
  • Что будешь делать, чтобы исправить ситуацию?
  • Перенести невыполненные дела на следующий день.

Таким образом, важно ребенку показать, зачем ему нужно обучаться приемам организации времени, как это поможет ему в его школьной и повседневной жизни, в быту.

Несколько простых советов по детскому тайм-менеджменту. Помните, что любой новой привычке нужно время, чтобы прижиться. Поэтому не старайтесь сделать все и сразу. Вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

1. Научите ребенка составлять план на неделю.

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него секция или музыкальная школа, а когда можно погулять или сходить в гости к друзьям. Лучше всего составлять план в воскресенье, перед началом недели. Не просто обговорите, но и пропишите его. Купите для этого красивый ежедневник, а еще лучше — повесьте на стену в детской магнитную, маркерную или пробковую доску, чтобы дела на каждый день всегда были перед глазами.

2. Составляйте план на день.

Здесь принцип такой же, как и с планом на неделю, но он будет состоять в том числе и из более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т.п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок мог с утра его перечитать и понимать, какие дела его ждут. Для начала составляйте планы вместе, а уж когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет просто напоминать.

3. Мотивируйте ребенка.

Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. За каждое выполненное задание ставьте галочку. Все наглядно и очень мотивирует. Особенно, если вы договоритесь, что съедите вкусный торт, сходите в кино или купите игру, когда наберете определенное количество этих галочек.

4. Научите ребенка определять приоритеты.

Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполнятся легче, и времени займут всего ничего. Например, готовить доклад лучше за несколько дней до выступления, а упражнение по русскому языку можно сделать накануне урока. Поэтому в списке дел лучше всего помечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми и возвращаться к тому делу, которое ненароком пропустил.

5. «Ешьте лягушек» вместе.

В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Так говорят о неприятных делах, выполнение которых откладывается до последнего момента. Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете ему помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

6. Дробите сложные задачи.

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И так не только у детей, но и у взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить большую сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему будет легко справиться. При этом те самые части должны быть очень четкими и конкретными. Например, мы не требуем у ребенка много читать. Такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и родителей, и детей. Вместо этого мы договариваемся, что каждый месяц будет прочитываться 4 книги. А это одна книга в неделю. Соответственно, ежедневно ребенку нужно будет прочитать 10-20 страниц (в зависимости от объема книги). Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

7. Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает.

Разные виды деятельности должны неизменно и ритмично сменять друг друга. Ребенок провел полчаса за уроками — значит пришло время побегать на улице. Перерывы на отдых нужно устраивать каждые 25 минут, даже если ребенок не чувствует себя уставшим. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем учить уроки до посинения без возможности выйти из-за стола, пока всё не сделаешь.

8. Никакого навязывания. Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят все взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на «ура». Однако психологи советуют: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее быть мягче, идти путем договоренностей, может, даже выполнять задачи «на спор». И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.