Культурный родитель-культурный ребенок!

Практически каждый человек когда-то становиться родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей формируются под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяют состояние общества, института семьи и психологические здоровье личности последующих поколений. Рождением, воспитание и обеспечением психологического, физического и социального благополучия детей занимаются в первую очередь родители.

Содержание культуры сложно и многообразно. Это может быть и «художественная культура», и «культура общения», и «политическая культура», и «культура национальных отношений», и «педагогическая культура». Гораздо реже встречаются представления о таком древнейшем и мощном культурном пласте как родительство.

Роль семьи исключительна. Как в воспроизведении национальной культуры, так и в формировании культурного облика каждого отдельного человека. Феномен родительской культуры — это не только зеркало самобытности народа, его ценностей и традиций, но также и отражение будущего этого народа.

Для воспитания культуры поведения у детей нам необходимо самым быть хорошим примером для него. Дети подражают взрослым, переносят отношения в семье на отношения со сверстниками.

Ребенок вынужден усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Эти правила вполне доступны ребенку и постепенно усваиваются им в процессе общения с другими людьми в повседневной жизни ребенка и становятся со временем привычками поведения и навыками. Недаром говорят «Посеешь привычку — пожнешь характер».

Воспитывать культуру поведения у детей необходимо:

-по отношению к взрослым,

-отношение к сверстникам,

-культуре поведения в общественных местах,

-правила бытовой культуры,

-положительное отношение к труду,

-бережное отношение ребенка к природе и др.

Как же прививать культуру поведения? Каждое правило поведения должно усваиваться постепенно. Сначала родители должны разъяснить его. Например, «если ты толкнул другого ребенка и не извинился, он подумает, что ты специально его толкнул и обидится на тебя».

 Дети должны упражняться в выполнении правил поведения. Можно для этого специально создавать ситуации. Например, ребенку 2-3 летнему ребенку мама напоминает о правиле поведения, предупреждает возможность нарушения. «Папа первый сел за стол ужинать и не забыл помыть руки перед едой. Мы с дочкой, конечно, тоже помоем ручки». В более старшем возрасте напоминания также присутствуют, но все реже и реже, так как считается, что ребенок уже с ними знаком.

При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной. Например, «не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть девочку!»

— Когда ребенок сознательно совершил проступок — наказание неизбежно. Например, «я не могу разрешить тебе играть с ребятами, так как ты грубо разговариваешь с ними. Поиграй один возле меня». Недопустимы наказания, оскорбляющие достоинство ребенка: категорически запрещено бить ребенка, обзывать, лишать еды, прогулки. Требования родителей к поведению ребенка должны быть в виде указаний, совета, но не запрета. Запретный плод сладок, поэтому постарайтесь меньше пользоваться словом «нельзя».

Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор. Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

 Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.

Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай», скажите лучше «Не обманывай», а еще лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».

Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!».

В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Этим Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.

Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.

Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь, вызвать жалось, не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым.

Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.

Не стоит забывать про режим дня ребенка. Исследования показывают, что в семьях, где соблюдается режим дня, дети более уравновешены, меньше переутомляются, спокойно реагируют на замечания родителей, легче переносят обиды сверстников. В семье должна царить атмосфера добра и спокойствия.

Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь, домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»

Помните, Вы — главный образец подражания для своего ребенка!