Сегодня воспитание — задача, стоящая наравне с обучением в любой образовательной организации, будь то детский сад, школа или кружок. Присутствие воспитательной компоненты в отечественном образовании — не новость, однако новые времена требуют новых подходов. Поэтому прежде всего основное внимание должно быть уделено индивидуальной работе.
Интерес и самостоятельность — основа воспитания
Система дополнительного образования является важным компонентом образовательной системы, которая позволяет детям получать дополнительные знания и навыки, необходимые для успешной жизни в современном мире. Воспитание в системе дополнительного образования играет ключевую роль в формировании личности ребёнка и его будущего успеха.
Чтобы понять, в чём же различие воспитательной системы в школе и в учреждении дополнительного образования, стоит выделить ключевые функции каждой из этих систем. Основное образование направлено на воспроизведение уже существующего культурного, научного, исторического наследия, а дополнительное образование направлено на развитие потенциала и самореализацию ребёнка внутри культурного, научного, исторического наследия.
Таким образом, получается, что воспитание в системе дополнительного образования — это целенаправленно организованная деятельность детей, которая строится на интересе и самостоятельном выборе ребёнка. Важными компонентами системы воспитания в организации дополнительного образования становится личность педагога, программа дополнительного образования и воспитывающая среда, созданная в учреждении дополнительного образования.
Роль педагога в формировании воспитательного пространства
Перед педагогом дополнительного образования стоит несколько важных задач. Во-первых, он является примером для подражания, взрослым человеком со схожими интересами, что и у ребёнка, а значит, отличной ролевой моделью, которую дети анализируют в попытке ответить себе на вопрос «Каким быть?». Во-вторых, педагог помогает мальчишкам и девчонкам строить социальные взаимоотношения в группе, формирует коллектив. Работая в команде, ребёнок отвечает себе на вопросы: «С кем быть?», «Как улучшить окружающую действительность?», «Как лучше взаимодействовать с окружающими?». В-третьих, педагог помогает сделать профессиональный выбор и ответить на вопрос «Кем быть?». И, наконец, педагог в целом помогает овладеть нормами общественной жизни, ответить на вопрос «Что из себя представляет окружающая действительность», «Кто я в этом мире?».
Проще говоря, педагог играет ключевую роль в системе дополнительного образования. Он является не только преподавателем, но и организатором, наставником, психологом и вдохновителем для учащихся. Педагог должен создавать условия для развития творческого потенциала учеников, помогать им раскрыть свои способности и интересы, а также формировать социально значимые качества личности.
Важным аспектом работы педагога в дополнительном образовании является индивидуальный подход к каждому ученику, ведь важно учитывать особенности личности, уровень знаний и интересы каждого, чтобы создать наиболее эффективные условия для его развития.
Таким образом, роль педагога в системе дополнительного образования заключается в создании условий для развития личности ученика, его творческого потенциала и социальной активности.
В дополнительном образовании создаётся атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников. А это как раз те особенности, которые выделяют воспитание в сфере дополнительного образования, способствуют формированию здорового образа жизни молодого поколения, дают педагогам возможность научить обучающихся ориентироваться на общечеловеческие духовные ценности, под влиянием которых и формируется личность, готовая к участию в жизни страны.
Таким образом, воспитание становится неотъемлемой частью дополнительной общеразвивающей программы: в её тексте находят своё отражение и учебный материал по профилю деятельности, и традиционные мероприятия, и инновационные воспитательные практик.
Наш Центр всегда открыт для ребят!
Источник фото: https://akrasdia.ru/mebel/detskij-dizajn-dlya-doshkolnikov-90-foto.html