Представьте себе, ваша дочь или сын — круглый отличник или отличница. Как выясняется, есть в этом плюсы и свои минусы. С одной стороны, ребенок очень старательный, собранный, никогда не допускает невыполнения домашнего задания, а с другой — обладает гиперответственностью, которая делает из него маленького взрослого. При малейшей неудаче — сильное расстройство и испорченное настроение. Низкая оценка — настоящая трагедия. Так ли хорошо, когда дети — отличники и практически никогда не расстраивают родителей низкой успеваемостью и плохим поведением? Об этом и поговорим.
Как влияет отличная учеба на здоровье
Как часто мы видим детей со взрослым и серьезным взглядом. Родители не таких успешных в учебе детей вздыхают и завидуют белой завистью, так как не надо тревожиться, что ребенок опоздает или не сделает домашнее задание. Он перейдет улицу в нужном месте, и после уроков обязательно сам пойдет на английский язык. Но мало кто задумывается, что такое поведение — вещь «не бесплатная».
Завышенные требования учителей
- Обычно, педагоги довольно рано, еще в младших классах, определяют уровень обучаемости и способностей всех детей в классе. Они выделяют отличника в отдельную группу и начинают его постоянно «тянуть» на лучшую успеваемость.
- Если весь класс решает одни задачи, то отличнику домой задают порой совсем другой материал, но углубленное объяснение не всегда дается. Остается родителям искать репетитора и проводить вместе ребенком часы за учебниками. А сделать нужно — иначе малыш просто не ляжет спать. Чувство ответственности выше среднего.
- Поездки на все конкурсы, областные и городские олимпиады обеспечены. Даже если не хочется, или не позволяет здоровье — в школе не спрашивают. Надо поддержать честь школы и выступить!
Реакция ребенка:
- Постепенно начинает появляться панический страх и ожидание неудачи: «Ведь на меня рассчитывают, а я не понимаю материал! Я подведу!». Так думает маленький человечек, учащийся на «отлично».
- Можно заметить, что ребенок не хочет выполнять некоторые задания опять-таки из-за страха, что не сможет оправдать надежды. А если проблема — начинаются слезы и истерика.
- В некоторых случаях, если дети погодки, младший старается догнать и перегнать старшего брата или сестру. Это удается, но итоговый результат может огорчить родителей.
- Постоянное напряжение крайне негативно сказывается на состоянии здоровья — всего организма в целом и на ЦНС в частности. Появляется постоянный стресс, который со временем приводит к таким проявлениям, как нервный тик, запинки в речи, кусание ногтей, бессонница.
- Это, так называемые, невротические знаки при непрерывной невротической готовности и повышенном чувстве ответственности. Если вы заметили такие признаки у своего сына или дочери, не теряйте времени и не ждите, что само пройдет. Идите к специалисту на консультацию и начинайте работу по устранению.
Что будет, если не предпринимать действий? Будет срыв — рано или поздно. Возможно, в подростковом возрасте. Буквально за 1 учебный год ребенок может резко скатиться с 5 на 3 и даже 2. Начинается агрессивное отрицание и неприятие абсолютно всех предметов, ничего не вызывает интереса. Такова обратная сторона страха не быть первым и не справиться с ситуацией.
Что такое внутренняя пружина?
Бывает, что малыш привыкает стараться, чтобы его похвалили. Но чаще всего, ему не позволяет расслабиться и проживать свое детство именно эта внутренняя пружина, сжатая до максимума.
- Она постоянно заставляет соответствовать, быть первым, достигать результатов быстро и качественно. Маленький гиперответственный человек всегда поможет, держит под контролем поведение всех близких, знает, где кто-то из членов семьи что-то забыл и прочее.
- Психологи склонны считать, что такое поведение не сформировано семьей, а, скорее, привито обществом. Есть определенная склонность, а социум лишь помогает развить сначала небольшую ответственность в гиперответственность.
- Наверняка, многие узнали в данном описании своих детей-отличников. В этом случае необходимо знать, что эту внутреннюю пружину нужно и можно ослаблять.
Учимся разжимать внутреннюю пружину
Важно начинать упражнения с маленького возраста. Это никак не скажется на успеваемости, но ребенок при этом будет физически чувствовать себя намного лучше, и нервная система не будет страдать. Вы должны периодически говорить своему ребенку такие слова:
- «За эту ситуацию ты отвечать не должен».
- «Ты не обязан отвечать за все, что происходит вокруг».
- «Ты можешь пока отдохнуть, а в данном вопросе мы справимся сами».
- «За данную тему ты можешь получить 4, а не 5. Это будет хорошим результатом».
- «По это предмету 4 вполне достаточно».
- «Самое важное — не результат, а твое самочувствие и настроение, пока ты стремишься к этому результату. Давай постараемся жить «здесь» и «сейчас».
Ответственный ребенок — удобно для взрослых?
Если спросить себя честно, то ответ положительный. И, желательно, родителям признаться в этом себе честно. Действительно, такой ребенок — настоящая находка: сам сделает уроки, сам поиграет и найдет неопасное развлечение. Переживания сводятся к минимуму.
Когда в семье начинаются тяжелые времена или кризис, что чревато разводом, то ответственный ребенок начинает постепенно исполнять задачи взрослых. Именно они в состоянии отчаяния и растерянности начинают перекладывать свои обязанности на ребенка.
Это касается не только физической помощи, но и эмоциональной нагрузки. В итоге сын или дочка занимают позицию взрослого, а родители (или один из них) — позицию несчастной жертвы, обиженной судьбой.
Вместо того, чтобы освободить ребенка от гнета взрослых проблем, родители еще больше нагружают его. Это категорически неприемлемо для детской несформировавшейся психики. В результате дети не выдерживают ситуации и срываются.
Совет: Уважаемые родители! Помните, что не вы родились у своего ребенка, а он у вас! У него период детства, а вы обязаны обеспечить ему счастливые годы. Если малыш прекрасно учится, то это не значит, что он должен быть взрослым не по годам.
От чего следует отказаться педагогам в школе
Все в жизни меняется, и воспитательная, учебная система тоже. Но некоторые задания по-прежнему не только не развивают и не раскрывают в детях творческий потенциал, но и еще больше загоняют их в рамки. А это устаревшее направление, потому что все мы разные. И никогда не сможем стать одинаковыми.
Равнение на «образец»
- Малыш с повышенным уровнем ответственности часто подпадает под влияние этой дошкольной и школьной практики.
- Даже на уроках труда необходимо смотреть на готовый образец и сделать так же. Хорошую отметку получает тот, кто выполнит работу наиболее похожей.
- Но ведь это невозможно, потому что каждый ребенок особенный, и видит мир по-своему. А педагоги представляют единственный правильный вариант, которому заставляют следовать всех. Дети-отличники очень стараются сделать точно так же, а если не получается, то нервное напряжение возрастает.
Задания на скорость
- Самые неприятные для детей задания. Хотя бы потому, что у каждого ребенка своя «шкала» скорости.
- Один делает быстро, другой медленно, но качественно. А ответственные дети изо всех сил стараются сделать лучше всех, но не всегда получается. В результате — очередной стресс.
В итоге этих и аналогичных задач, которые регулярно ставятся в детских садах и школах, дети с повышенным чувством ответственности становятся детьми с повышенным уровнем тревожности.
Регулирование ответственности — помогаем ребенку
Проблема в том, что дети не умеют регулировать этот процесс, а способность к саморефлексии только развивается. Поэтому взрослым необходимо помочь.
- Замените понятие «ответственность» на понятие «достоинство», чтобы малыш понимал, как определять свое состояние. Подберите несколько фраз, ориентируясь на возраст, обстоятельства. Пример: «Ты видишь и замечаешь намного больше и лучше, чем остальные, поэтому остановись и подожди, пусть другие так же хорошо научатся замечать мелочи».
- Часто ребенок-отличник агрессивно реагирует на ситуацию, когда что-то не получается. Он начинает обвинять остальных. Нужно понимать, что это не нападение, а всего лишь форма защиты. Поэтому, чтобы успокоить ребенка, подтвердите его невиновность. Важно научить принимать проигрыш или случаи, когда от ребенка ничего не зависит.
- Если ваш школьник напряжен постоянно, это проявляется даже физически: в речи и тонусе мышц, то поможет массаж, бассейн или простое катание на качелях.
- Занимайтесь чаще творчеством: рисуйте, лепите, выполняйте задания без четко сформулированной итоговой задачи, приобретите ребенку кинетический песок.
- Говорите, что отдых не менее важен, чем работа. Пример в цикличности всего живого: все ночью спит, а днем бодрствует. Природа зимой отдыхает, а летом деревья и цветы растут и цветут.
- Делайте дыхательные гимнастики, где регулируется вдох и выдох. Равномерный ритм поможет ребенку расслабляться вовремя.
Самое важное: показывайте пример, подтверждайте убеждения поступками. На выходных выходите на природу, читайте книги и общайтесь побольше. Если вы видите, что ребенок напряжен при выполнении урока, то отставьте в сторону тяжелое задание, а учителю объясните, что малыш не справляется. И это не страшно, а нормально. Ведь главное, чтобы он был не несчастным отличником, а счастливым ребенком!
Источник фото: https://uz.sputniknews.ru/20160406/2409130.html