Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
К основным особенностям данного возраста можно отнести:
· потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
· повышенная утомляемость;
· стремление обзавестись верным другом;
· стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
· повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
· стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
· отсутствие авторитета возраста;
· отвращение к необоснованным запретам;
· восприимчивость к промахам учителей;
· переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
· отсутствие адаптации к неудачам;
· отсутствие адаптации к положению “худшего”;
· ярко выраженная эмоциональность;
· требовательность к соответствию слова делу;
· повышенный интерес к спорту.
Признаки успешной адаптации:
· удовлетворенность ребенка процессом обучения;
· ребенок легко справляется с программой;
· степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
· удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
· усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
· нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
· стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
· нежелания выполнять домашние задания.
· негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
· жалобы на те или иные события, связанные со школой.
· беспокойный сон.
· трудности утреннего пробуждения, вялость.
· постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь ?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Рекомендации при определенном поведении
(реакции) подростка
Характерное поведение (реакции) подростков | Рекомендации взрослым |
Переполнены энергией, быстро растут, любят действовать: сначала делают, потом думают. | Планируйте разнообразные полезные занятия: ручной труд, активные игры и т.п. Поощряйте размышления о последствиях своих поступков. |
Учатся в активной деятельности. | Необходимо активно задействовать детей в обучении. Им быстро надоедают занятия в виде лекций. Каждое занятие для них должно быть новым и интересным. |
Активно развивается логическое мышление. | Дайте возможность детям высказываться на занятиях, делать свой выбор в поступках. Учите их разумно обосновывать поступки. Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению. |
Преобладает конкретное мышление. Трудно воспринимают абстракции. | Объясняйте просто и ненавязчиво, не используйте замысловатые фразы и символы. |
Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление. | Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогайте им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца. Чаще хвалите и поддерживайте идеи подростков. |
Шумные, любят ссориться. | Поощряйте уравновешенность и спокойствие. Сами создавайте спокойную атмосферу. |
Любят быть вне помещения. | Детям этого возраста очень тяжело усидеть в здании. Порой даже интересное занятие не сможет их заинтересовать, если на улице благоприятная погода для прогулки и игр. |
Превращаются из ребенка во взрослого и приобретают способности, присущие полу. | В этот момент дети нуждаются в особой поддержке и понимании. Помогите подростку почувствовать, что он по-своему привлекателен. Никогда не акцентируйте внимание на его физическом развитии. Просто и естественно принимайте каждого. Уважайте их чувства. Рассказ о сходных чувствах может помочь ребенку чувствовать себя свободней. |
Очень критичны, особенно к взрослым. | В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же время можно положиться, поэтому будьте примером осмысленности и правоты. Умейте выслушивать подростков и чаще говорите с ними на интересующие их темы. |
Могут принимать ответственность на себя. | Придумывайте каждому какие-нибудь постоянные поручения, чтобы каждый нес какую-то ответственность, и осторожно помогайте им в этом. Важна партнерская позиция взрослого по отношению к личности младшего подростка. Не будьте безучастными, ограничиваясь контролированием детей. |
Сильное чувство компании, команды. | Помогите взводу стать дружной командой. Усиливайте чувство принадлежности к группе и личное внимание. Но не надейтесь, что они примут Вас в свою компанию: они хотят быть самостоятельными. Для поддержания интереса на уроке нуждаются в полной занятости. Необходимо задействовать их во время работы в классе. |
Обладают само-сознанием. Подростки думают о себе так много, что им кажется, что о них постоянно думают и другие. | Не злоупотребляйте замечаниями и критикой. Детям необходимо поощрение. Чаще отзывайтесь о них положительно. |
Сверхчувствительны к критике. | Будьте осторожны, выбирая путь к их душе. Берегите чувства детей. Никогда не исправляйте, унижая. |
Острое чувство юмора, много шума и хихиканья. | Вызывайте и правильно направляйте юмор. Учите оценивать, что смешно, а что нет. Позволяйте себе смеяться вместе с ними. |
Источник фото: https://dzen.ru/a/ZEvX_tg7QBjwjByS