Если ребенок резко изменил поведение, стал вдруг неузнаваем, капризен без видимых вам причин и это состояние затянулось, скорее всего он находится в стрессе. Наиболее часто у детей до десяти лет появляются в этот момент страхи, агрессия или начинается так называемый регресс.
РЕГРЕСС. Это возвращение к формам поведения раннего детства: когда восьмилетний мальчик вдруг начинает вести себя как двухлетний, плачет и цепляется за юбку уходящей мамы, а семилетняя девочка просит покормить ее с ложечки и все норовит забраться к маме на коленки.
Что делать? Наиболее частая реакция родителей — раздражение, даже гнев: «И тебе не стыдно!» Но это не отклонение, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой, непонятной малышу ситуации.
Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтоб его приласкали в этот момент, успокоили. Переждите регресс — он пройдет. Вспомните, может, недавно произошла семейная ссора на глазах у ребенка? Тогда неудивительно, что он снова начал сосать палец.
СТРАХИ. Если обычный ребенок превращается вдруг в отчаянного трусишку, значит, он явно находится в стрессе. И вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Причины могут быть самые разные: семейные катаклизмы, потеря любимой собаки, стресс у матери и т. д. Надо отличать страх как реакцию на стресс от возрастных страхов.
Для пяти-восьмилетних детей, к примеру, страхи вполне естественны: обычно дети сами про них говорят, или они всплывают в их играх, рисунках, фантазиях.
Настораживать родителей должно, опять-таки, необычное поведение. Когда ребенок не говорит о страхе, а начинает действовать, как бы пытаясь себя защитить: закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет.
При этом «пугала» множатся, буквально лезут из всех щелей: он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины. К дневным тревогам присоединяются ночные кошмары, регулярный плач среди ночи.
И все это не проходит, а тянется без конца. В результате ребенок практически «уходит» в свой страх, подчиняет ему всю жизнь. Засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку, гладь животик и т.д.
Что делать? От затянувшейся фобии нельзя отмахнуться: сама собой она не проходит. Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование — оба эти занятия хорошо разряжают.
С их же помощью попытайтесь понять и истоки этого страха. Подслушайте незаметно разговоры ребенка с игрушками. Если ничего не удается сделать самим, придется обратиться за помощью к специалисту.
АГРЕССИЯ. Заметив, что ваш прежде такой покладистый и дружелюбный ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко, швырять в стенку книжки, замахиваться на окружающих, имейте в виду: это признаки стресса.
Главное, тут не запутаться. Одно дело, если ребенок всегда агрессивен — это черты характера. Такой уж он у вас драчун и задира.
И другое дело, когда раньше вы такого за ним не замечали, а тут его словно бы подменили. Слишком пристальный интерес к кинострашилкам и кинопобоищам, бесконечные драки у кукол вовсе не являются симптомами стресса. Они скорее говорят об активности ребенка, которая почему-либо не находит выхода.
Что делать? Агрессия, как и страх, не очень хорошее средство справиться с ситуацией (а вызвать агрессию может все что угодно) — хотя бы потому, что создает ребенку кучу проблем: ему же, бедолаге, все и возвращается сторицей, только усиливая его возбуждение.
Кроме того, она легко закрепляется и переносится в дальнейшую жизнь — как способ разрядки.
Сложность в том, что агрессию нельзя запретить (например, наказать ребенка за вспышку ярости) — нельзя же лишать его совершенно естественной формы защиты. Лучше пытаться переводить ее в другие формы.
Ну, например, учить ребенка язвить, вместо того чтобы грубить; учить отстаивать свою правоту; анализировать вместе с ним ситуацию, объясняя мотивы обидчиков. Главное, чтобы он усвоил: всегда есть выбор, есть другие способы отреагировать на обиду, боль, несправедливость.
Ребенку помладше в ответ на злобную выходку можно сказать: пойдем поиграем, потом порисуем — и он просто переключится. Устройте кукольную драку на худой конец. Ребенку постарше задайте вопрос: «А как еще можно было бы поступить в такой ситуации?»
Кстати, гораздо важнее задавать вопросы, чем давать готовые ответы, — пусть он сам ищет выходы, иначе ничему не научится.
Современные психологи считают, что, если до десяти лет не научить ребенка справляться с агрессией, потом уже трудно будет что-то исправить.
СМЕНА НАСТРОЕНИЯ. Наконец, у малышей лет до пяти довольно ярким признаком сильного нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: когда утром и днем он сонливый и вялый до удивления, а вечером, перед сном, необычайно возбужден и активен.
ПСИХОСОМАТИКА. Родителей часто сбивают с толку необъяснимые рвоты, расстройства кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности. Это случается на нервной почве — когда ребенок сильно переволнуется — но быстро проходит.
КОГДА ЖЕ ТЯЖЕЛЕЕ ВСЕГО?
Есть три ситуации, в которых дети наиболее уязвимы, то есть подвержены стрессу.
- ШКОЛА. Понятно, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И название у этого стресса имеется — школьная фобия, а попросту страхи. На первом месте у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки.
Оценка убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов.
Поэтому перед особенно «страшным» уроком у него может все время болеть голова, подниматься давление…В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства сверстников.
В ответ на все эти школьные страхи у активного, живого ребенка может вспыхнуть все та же агрессия, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится-то он учителя, а третирует близких.
Обычно так реагируют дети до десяти лет, но и со старшими это случается — чаще из-за неприятия одноклассниками.
Все то же самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности сосредоточиться, которая так раздражает многих родителей. Некоторые особо чувствительные детишки только так всегда и реагируют на любую нервную перегрузку.
Что делать? Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит: усилением строгости тут не поможешь, а только ухудшишь дело.
С рассеянностью тоже бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удается вытащить ребенка из стресса, придется обратиться за психологической консультацией.
Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет настоящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются — «стрессодоступные».
Банально, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более защищенными. Другое дело, что скатывание в двойки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем. - СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ. Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд, значит, семейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно.
Активные дети реагируют на домашние драмы явно — грубостью, двойками, непослушанием или истериками, а другие — тихие и прилежные — ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вообще ничего примечательного не выказывают.
Изменения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость.
Наконец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении — это уже результат пребывания в длительном хронически, стрессе, с которым трудно что-либо сделать.
Ну например: девочке нравится делать пакости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол… Это называется «деструктивное поведение». Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность.
Самое распространенное заблуждение — что, если тщательно скрывать от ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно.
А уж страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе. И, когда плохо матери — плохо ребенку.
Что делать? За ответом на вопрос: «Что с ним происходит?» почаще обращайтесь к себе: «Что со мной (с нами) происходит?» И лучше не пренебрегать профессиональной психологической помощью. - ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного «я», с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов.
И это абсолютная норма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни. Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую музыку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия — все это, в принципе, тоже способы снятия стресса.
Арсенал этих средств у подростка велик: ну вот музыка, например. Сел с наушниками и отключился. Вроде напряжение как рукой сняло. Только у «музыкальной защиты» есть и оборотная сторона. Полный уход в музыку— это потеря контакта с родителями, отказ озвучивать свои проблемы.
Что делать? Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями.
Если семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и не найти свое «я», например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем.
Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется обязательно.
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НЕ РЕАГИРОВАТЬ? Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз, головные боли, гастриты, язвенные колиты, астма, нейродермит, детский энурез, возможна задержка речевого развития и т. д. — вот неполный перечень типичных детских недугов — болезней стресса, считают детские психологи.
Длительный страх может привести к заиканию, энурезу. Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак невроза. В общем, лучше вовремя замечать всякие странности, не доводя до болезней.
ДЛИТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС, КОТОРЫЙ УЖЕ СТАНОВИТЬСЯ ФОНОМ ВСЕЙ ЖИЗНИ, ПРИВОДИТ К НЕОБРАТИМЫМ АНОМАЛИЯМ ПОВЕДЕНИЯ.
В частности, деструктивному. Странный ребенок, вредный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и вялый, чересчур заторможенный и т. д. — все это неспроста: значит, дети в какой-то момент «сломались». О том, что пережитые в детстве травмы аукаются во взрослой жизни, говорить не приходится.
Другое дело, не все понимают, что и насколько серьезно. Бросили, например, родители мальчика, уехав на два года в командировку. А у него, уже взрослого, началась болезнь под названием «боязнь привязаться», из-за которой вся личная жизнь просто летит под откос. Он настолько сильно и неосознанно боится быть брошенным, что, едва успев привязаться к кому-то, тут же его и бросает сам.
ЧТО ДЕЛАТЬ СО СТРЕССАМИ?
ГЛАВНОЕ — ИХ ЗАМЕЧАТЬ
Заметив у ребенка от пяти до семи-восьми лет признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в рисование и игру.
С детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении, почаще ведите откровенные разговоры. Самое важное — не терять с ними контакт.
Своевременная психологическая помощь.
Если вы обеспокоены психологическим состоянием своего ребенка, запишитесь на консультацию психолога. Грамотный специалист обязательно поможет.
Стресс – это нормальная часть жизни. Если родители помогают ребенку с ним справиться, он вырастет намного увереннее в себе и успешнее.
Источник фото: https://toomboom.ru/detskaya-isterika/