Как правильно подготовить ребенка к школе

Необходимость подготовки ребенка к школьному обучению осознают практически все родители. Но мало его отдать на курсы при школе, нужно заниматься и дома. Чем лучше ребёнок будет готов к школе, тем легче ему будет учиться, тем легче пройдет процесс адаптации.
Как узнать, готов ли ваш ребенок к школе и помочь ему подготовиться? Как с ним заниматься, как играть и чего следует избегать?
Каждый ребёнок в начале школьного обучения переживает период адаптации к новым условиям, к новым требованиям, к новой нагрузке. И если подготовить ребенка к школе правильно, он показывает успехи в учебе, легко налаживает отношения с товарищами по классу, его отношения с учителем складываются благоприятно. Особенности протекания процесса обучения в школе на этом начальном этапе определяют дальнейший интерес ребёнка к учению, отношение к школе в целом, желание развиваться и расти в стенах этого социального института.
Представляю советы заботливым родителям, как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание дома.
ЧТО ТАКОЕ «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»?
Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики.
А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:
Эмоционально-волевая зрелость:
уровень развития произвольности;
учебная мотивация;
тревожность. Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических процессов):

  • мышление;
  • восприятие (зрительное, слуховое);
  • память (зрительная, слуховая, произвольная);
  • речь;
  • воображение. Социальная готовность:
  • социальная компетентность;
  • коммуникативные навыки.
    Рассмотрим некоторые компоненты.
    Произвольность — это умение ребёнка сознательно регулировать свои действия, подчинять их нормам, правилам.
    Школьная мотивация у детей бывает разная: кто-то хочет ходить в школу, потому что это позволяет ему чувствовать себя взрослым, кто-то – ради того, чтобы получать там пятерки, кого-то школа привлекает тем, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть, а кого-то мама заставляет. Наиболее благоприятный и желаемый вариант школьной мотивации – учебная, т.е. ребёнок хочет ходить в школу для того, чтобы учиться, получать знания.
    Тревожность – это свойство личности ребёнка испытывать тревогу часто или в тех ситуациях, которые к этому не предрасполагают. Если ребёнок характеризуется тревожностью, ему трудно будет отвечать перед всем классом, даже если дома он хорошо подготовился, он будет испытывать трудности в установлении контактов с детьми, трудности в обращении за помощью к учителю. Личностная тревожность является благодатной почвой для формирования школьной тревожности у ребёнка, вследствие чего у него может возникнуть даже нежелание ходить в школу.
    Социальная компетентность – это умение ребёнка строить, развивать отношения с другими детьми, руководствуясь существующими нравственными нормами. Это качество формируется у ребёнка только в общении с товарищами. Поэтому для формирования данного качества необходимо посещение детского сада, где дети имеют специально отведённое время для игр, что в условиях занятий по подготовке к школе не предусматривается.
    Коммуникативные навыки – это умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, высказываться и рассуждать, умение оперировать своим словарным запасом, умение понимать смысл слов, умение грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложения, умение использовать правильно предлоги, умение образовывать новые слова.
    Таким образом, готовый к школе ребёнок – это не просто тот, который умеет читать и считать, а тот, у которого развитие названных психических процессов и сторон личности отвечает требуемому уровню.
    КАК УЗНАТЬ, ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?
    Чтобы проверить готовность ребенка к школе, необходимо обратиться к психологу и пройти специальное психодиагностическое обследование, где ребёнку будет предложен ряд тестов.
    Целесообразно пройти это исследование за полгода-год до начала школьного обучения – в таком случае у вас будет время на коррекцию и развитие. Чем раньше вы это сделаете, тем больше у вас будет времени на подготовку.
    Психодиагностику готовности к школе необходимо пройти за полгода-год до начала обучения в школе.

Источник фото: https://logopedtime.ru/tpost/8y1kb33sp1-voobrazhenie-i-rech