Маленькие дети обычно верят в слова родителей без какого-либо критического осмысления и анализа. Именно поэтому ребёнок до 4-5 лет, скорее всего даже не будет задавать вопросы «Существует ли Дед Мороз?», если вы с самого детства рассказывали ему про Деда Мороза, читали о нём книги и смотрели мультики, если ребёнок знает от вас, что именно Дедушка Мороз кладёт под ёлку подарки детям или лично раздаёт их, когда приходит в гости. Ему даже в голову не может прийти, что Деда Мороза может не быть.
А вот ближе к 5 годам у ребёнка уже могут возникать смутные сомнения – а правда ли, что Дед Мороз существует на самом деле? Либо он сам додумался до этого, либо услышал от кого-то, что «нет никакого Деда Мороза».
И в такой ситуации родителям не следует отвечать однозначно на вопросы сомневающегося ребёнка, а вместе с ним размышлять и исследовать эту тему, задавая ему открытые вопросы, например: – А как ты сам думаешь?
– Вроде бы, раньше ты верил в него?
– Ты сейчас стал сомневаться в том, что он на самом деле существует? – А почему у тебя появились сомнения?
– А ты бы хотел, чтобы Дедушка Мороз существовал?
Такие вопросы помогут вам лучше понять своего ребёнка, услышать, откуда у него появились сомнения, узнать, что он сам думает по этому поводу и хотелось бы ему, чтобы Дед Мороз существовал на самом деле.
В целом, такая форма диалога с ребёнком очень предпочтительна независимо от тем, которые вы обсуждаете. Задавая вопросы, таким образом, вы не выдаёте ребёнку готовых ответов на вопросы, а вместе с ним размышляете, помогаете ему формулировать свои мысли, делиться тем, что его на самом деле беспокоит, поощряете его способность думать и рассуждать. При этом вы можете узнать о своём ребёнке много нового, если будете внимательно его слушать. Отвечая на вопросы, он поделиться с вами тем, что чувствует, думает и что его беспокоит.
Сложно дать универсальный совет, что и как отвечать сомневающемуся ребёнку. С одной стороны, однозначно убеждать его в том, что Дед Мороз существует, не очень корректно, ведь это неправда и ребёнок это уже чувствует. С другой стороны, просто взять и сказать: «Да, нет никого Деда Мороза, это всё переодетые актёры, которые работают за деньги» тоже не вариант. Это все равно, что разрушить волшебство одним махом и забрать у ребёнка надежду и мечту.
Как вариант, вы можете говорить ребёнку, который сомневается в существовании Деда Мороза, следующее:
«Ты знаешь, точно не могу сказать тебе, существует ли Дед Мороз или нет. Многие дети и даже взрослые очень верят в него, и я тоже до сих пор верю. Но точно сказать тебе о том, есть он или нет, я не могу. Я сам никогда его не видел, но очень много слышал о нём. Я верю, что есть самый главный Дед Мороз, который живёт далеко-далеко на севере и которому помогает множество его помощников и именно эти помощники и приходят к детям. Знаешь, есть такие волшебные вещи, в которые если веришь, то они существуют, а если не веришь – то не существуют».
В этому случае, вы не обманываете ребёнка и не говорите ему очевидной неправды, но и оставляете ему надежду и возможность верить в то, во что ему самому хочется верить. А детям, на самом деле, очень хочется верить в сказку и волшебство.
В этому случае, вы не обманываете ребёнка и не говорите ему очевидной неправды, но и оставляете ему надежду и возможность верить в то, во что ему самому хочется верить. А детям, на самом деле, очень хочется верить в сказку и волшебство.