Детское воровство

К сожалению, такое явление, как детское воровство происходит не редко. Практически каждый ребёнок хоть раз в жизни взял что-то чужое. Реакции родителей на такую ситуацию всегда эмоциональны: происходит скандал, а затем обещания ребёнка, что это было в последний раз. Именно от правильной реакции и поведения родителей зависит, будет ли воровство у ребёнка единственным эпизодом или ситуация повторится.

Воровство – плохой сигнал, говорящий о неблагополучии у ребёнка. Важно выяснить причину, проработать её и устранить.

Психологический портрет «воришки»

По психологическому портрету маленький воришка будет доброжелательным, открытым. Внутри он не уверен в себе, инфантилен и уязвим. Недостаточна развита воля, не понимает чувств «жертвы», у которой ворует. Таким детям нужна поддержка и принятие со стороны близких.

Воровство/кража является реакцией ребёнка на травмирующие его обстоятельства жизни. В семьях ворующих детей можно заметить эмоциональную холодность между родственниками. Ребёнок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей. Отношения с отцом могут сохраняться, но ребёнок всё равно видит отчужденность. Отдельным негативным моментом будет служить факт враждебности между бывшими супругами.

Попытки ребёнка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Ребёнок может с помощью кражи добиваться внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное.

Если в каждом конкретном случае воровства понять причину данных поступков, то можно составлять рекомендации и советы родителям по профилактике этих ситуаций у детей.

Причины детского воровства

1) Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести из-за неблагополучия в семейной сфере, нехватки родительской любви, либо желания привлечь к себе внимание. Ребёнок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания или, что его не любят или, что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребёнку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребёнок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам. Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

Когда тебя наказывают, это всё же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребёнком, обязательно одобрять его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо выработать у ребёнка чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

2) Психологическая неудовлетворенность. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребёнка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если ребёнку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка. Например, ребёнок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом «купить» их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребёнок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным по его мнению способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники. В подростковом возрасте могут иметь место «кражи престижа», кражи «на спор» из-за желания утвердиться в группе.

Искать глобально решение данной проблемы следует в отношениях родителей с ребёнком. Необходимо работать с причиной, а причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. Стоит обсудить тему «дружба», поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать — всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобится, то проиграть с ним соответствующие ситуации. Также нужно проговорить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей ребёнка. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребёнка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребёнком считаются.

Важно выявлять у ребёнка способности и таланты — это очень поднимает самооценку у него самого и в глазах его сверстников.

3) Недостаток развития нравственных представлений и воли. Ребёнок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. Он украл, чтобы отомстить обидчику. «Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил» — рассуждает ребёнок. В этом случае важно помочь ребёнку выработать правильную позицию и поведение в таких ситуациях. То есть ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же, как в предыдущем случае: с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

С малышами можно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших школьников.

4) Ребёнок не может понять, какие вещи его, а какие чужие. Такое непонимание характерно для малыша 2-4 лет. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы ребёнок знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи). Об этом родители должны ему рассказать и не раз. Рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Важно, чтобы у ребёнка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия — «мое», трудно постичь понятие – «чужое». Бывает, что эти понятия не сформированы и в более старшем возрасте, что может говорить о внутрисемейных проблемах.

5) Ребёнку может настолько нравиться какая-либо игрушка и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребёнка часто игнорируются родителями. В таком случае родителям стоит обратить внимание на те потребности, которые у ребёнка не удовлетворены. Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребёнка чего-либо хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность. Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребёнка действительно нет. Это встречается у дошкольников.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое «хочу!» самому себе твёрдо сказать «нет!». Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребёнок знает, что это воровство, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему «хочу» и совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делать за ребёнка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребёнку самому ставить цели и выполнять их. Начинать с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не менять его программу, позволить ребёнку её реализовать. Это важное качество: умение самому поставить себе цель и выполнить её.

6) Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится тем или иным способом сделать маме приятное — и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

7) Ребёнок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом. Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путём, при этом высказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. Не стоит допускать, чтобы ребёнок присутствовал при таких разговорах.

8) Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребёнка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребёнку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

9) Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребёнка надо показать психоневрологу или психиатру.

Особенности воровства в разных возрастных группах:

2-4 года. Не каждый даже сможет подумать, что малыша можно назвать воришкой в этом возрасте. У ребят на данном этапе жизни ещё нет понятия «своё-чужое», поэтому сформировать и объяснить этот момент – главная задача родителей.

4-6 лет. Это возраст формирования нравственных привычек, поэтому «лепим» эти привычки вместе. Дети уже могут различать «моё» и «не моё», имеют понятие о личном пространстве и личной собственности. Но ребёнку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний и это может приводить к воровству.

Произвольное поведение, подчинённое внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу, период адаптации в приемной семье), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

8-11 лет. В таком возрасте воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело противостоять своим желаниям и сказать себе: «Нет!». Детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребёнок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему «хочу» и совершает кражу.

12-15 лет. Для подростка воровство — это уже осознанный шаг, либо же вредная привычка, проработать которую будет непросто.

Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство

— отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой «закрывают глаза» на проступок: грозились наказать, но не наказали;

— несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);

— «двойная мораль» — слова родителей расходятся с действиями (например, родители внушают ребёнку, «что брать чужое нельзя», а сами приносят с работы то, что «плохо лежит»). Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа;

— ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле «кумир семьи»: ребёнок растет с мыслью «я самый лучший», он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» — с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их «чудо-ребёнка»;

— тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную «оборонительную» позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Советы родителям, узнавшим о факте воровства

В первую очередь всегда нужно выяснить ситуацию. Обращаем внимание на возраст ребёнка, обстоятельства произошедшего, причины и мотивации поступка.

Если в доме появилась игрушка, то это не всегда воровство. Дети любят обмениваться игрушками или давать друг другу её на время, не обращая внимания на стоимость игрушки. Узнайте, какие отношения у вашего ребёнка с владельцем игрушки, что стоит за этим поступке (подружиться или отомстить). Важным моментом будет являться сама ситуация, как обнаружился факт воровства – ребёнок поделился с вами этим или всё произошло случайно.

Также заостряем внимание на реакции ребёнка на поступок воровства: стыдно ли ему или для него это считается нормой. Если чувство вины отсутствует, оценка родителей должна быть резкой – такое поведение недопустимо. Ребёнок должен осознать ситуацию и понять, что такого больше произойти не должно и это не есть норма.

Если ребёнок знает, что поступил неправильно, то надо вызывать у него не чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.

Не нужно устраивать истерик и скандалов. Нужно поговорить и обсудить произошедшее в спокойной обстановке. Важно не потерять доверие между родителями и ребёнком, иначе это может способствовать тому, что в следующий раз ребёнок спрячет украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребёнку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

Необходимо показать, что такая ситуация огорчает родителей, но постараться не называть это «воровством» или «преступлением». Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.

Никогда не обвиняйте ребёнка, если вина его не доказана.

Не нужно вешать на ребёнка ярлыки из серии «вор», «у тебя будет криминальное будущее» и т.п. Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: «В нашей семье такого отродясь не водилось», или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей».

Не требуйте от ребёнка клятвы, что это была первая и последняя кража.

Нельзя обсуждать данную ситуацию в присутствии посторонних.

Постарайтесь не допускать, чтобы ребёнка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

По возможности, организуйте возврат украденной вещи. Лучше это сделать без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребёнок нашел её и вернуть владельцу. Разделить с ребёнком ответственность, помочь ему исправить положение. Но ситуацию обязательно проговорить и проработать.

Если украдены деньги у родителей, нужно выразить своё огорчение по поводу их отсутствия, рассказать для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чём-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино, пока не наберётся украденная сумма.

Важно дать понять своему ребёнку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации и понять истинные причины воровства и работать с ними.

После того, как ситуацию разобрали и проработали, не возвращаться к ней, т.к. иначе данный поступок только закрепится в сознании ребёнка.

Профилактика детского воровства

• Полное взаимное доверие между родителями и ребёнком

• Важно четко определить для ребёнка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребёнка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.

• Активность ребёнка направить «в мирное русло». Узнать его увлечение и наполнить жизнь интересными для ребёнка занятиями, где он будет чувствовать себя счастливым и нужным.

• Надо научить ребёнка эмпатии: способности сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

• Дать ребёнку возможность нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и, непременно, начиная с 7–8 лет за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.

• Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребёнка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

• Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребёнку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребёнок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности.

• Устраивайте семейные советы, на которых будете распределять бюджет. Определять общий доход и распределять его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт и тд. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребёнок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребёнок видит пределы семейного бюджета, он узнаёт, что почём в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

• Если речь о подростке, то можно помочь найти возможность самому зарабатывать деньги.

В заключении можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Важно помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка — это крик о помощи.