Подобные страхи у детей появляется совсем не на пустом месте. В XXI веке школа предъявляет всё более серьёзные требования к воспитанию, образованию и социализации каждого ребёнка. Программа становится сложнее, а учителя и родители ведут себя строже.
Выделяют три основные группы детских страхов, связанных со школой:
- Страх быть не как все – стать изгоем.
- Страх сделать что-то не так, из-за чего взрослые будут ругаться, а сверстники – смеяться.
- Страх шума и суеты, отсутствия домашней тишины и уюта.
Это страхи, которые стоит преодолевать как можно раньше, чтобы не нести их потом через всю жизнь. Давайте поговорим о каждом из них подробнее.
1. Страх быть не как все
Дети, как правило, не хотят выделяться на общем фоне. Они ещё не осознают в полной мере, что все мы разные, поэтому каждый из них боится стать изгоем. Впервые попав в новое общество, не ощущая родительской защиты и не имея достаточных навыков социализации, первоклассники могут стать объектом травли со стороны своих сверстников.
Физически слабые дети очень часто плачут и эмоционально реагируют на всё, что происходит. Подобное поведение привлекает ещё больше внимания одноклассников. Впоследствии таким детям становится страшно идти в школу, но в то же время они хотят общаться с ровесниками и познавать что-то новое.
Такого ребёнка нужно всячески поддерживать в его стремлении к социализации. Нужно объяснить ему, что нет ничего страшного в том, что он чем-то отличается от сверстников. Необходимо также научить ребёнка поддерживать тех, кто может чувствовать себя так же неуютно или нуждается в помощи. К эмпатичным людям тянутся окружающие – они точно не становятся изгоями.
2. Страх допустить ошибку
Начиная с подготовительных занятий к школе, дети привыкают к тому, что их работу будут оценивать. Так они приходят к мысли, что получать хорошие оценки значит быть хорошим ребёнком (и наоборот). Бесспорно, хорошая успеваемость – это важно, но стоит сразу объяснить юному школьнику, что оценки никак не определяют его личные качества.
Чтобы избежать страхов, связанных с успеваемостью, никогда не нужно торопить ребёнка, если он выполняет задания не слишком быстро. Пусть работает в своём темпе. Обязательно в меру хвалить, а если результат плохой – то попробовать вместе разобраться, почему так вышло, и исправить допущенные ошибки.
Стоит постоянно поощрять тягу ребёнка к знаниям, давать больше узнавать о том, что ему интересно. Не забывайте хвалить за большие и маленькие достижения. Постоянная поддержка родителей – очень важная часть образовательного процесса. Именно родители в первую очередь должны показать, что ошибаться нормально.
3. Страх шума и суеты
Практически в каждом коллективе есть ребёнок, который привык держаться в стороне во время шумных игр. Сверстники очень часто считают его не вполне нормальным, отчего такой первоклассник постепенно становится изгоем.
Такие дети-интроверты не выносят больших компаний и громких звуков, им труднее всего вливаться в новый для себя коллектив. В этом случае дома ребёнку необходимо давать отдыхать от школьной суеты. Не стоит его водить на множество кружков и секций после уроков, просто дайте ему побыть дома в тишине.
Не повышайте голос на таких детей, ведь они лучше всего воспринимают тихую спокойную речь. Также стоит ругать ребёнка за то, что он не так общителен, как его ровесники. Пусть у него будет всего один друг, с которым ему будет максимально комфортно общаться.
Если эти советы не могут спасти ситуацию, то стоит обратиться к детскому психологу. Как ни крути, профессионал всегда знает, что делать и как помочь вашему чаду в адаптации к новой социальной среде. И помните, что в походах к психологу нет абсолютно ничего зазорного!
Источник фото: https://shedevrum.ai/post/e2d4f1cc5acf11efa6114e32212aa7d0/