Бесспорно, все мы хотим, чтобы наши дети достигли в жизни успеха, а для этого нужно мотивировать их хорошо учиться, узнавать много нового и развивать таланты. Но действительно ли родителям необходимо вмешиваться в этот процесс? Стоит ли принуждать детей к кропотливой учёбе или всё же лучше давать им самим решать, что для них важно?
С точки зрения психологии ответ более чем однозначен – детей ни в коем случае нельзя заставлять учиться! И сегодня мы вам расскажем, почему этого делать не стоит.
Нужна ли в воспитании свобода?
По своей природе дети очень любознательны. Только начиная познавать мир, они переполнены энергией, любопытством и азартом, к сожалению, современная система образования не направлена на то, чтобы использовать этот ресурс. Именно поэтому основная задача родителей – поддерживать внутреннее стремление ребёнка к познанию, а не отбивать желание учиться.
Александр Нилл в своей книге «Саммерхилл. Воспитание свободой» писал: «Если оставить его [ребёнка] в покое, без всякого давления со стороны взрослого, он будет развиваться до тех пределов, до которых вообще способен развиться». Это вовсе не значит, что нужно пускать обучение ребёнка на самотёк.
В первую очередь необходимо ориентироваться на желания детей и их интересы. Не стоит, например, отправлять сына на футбол, если ему очень хочется играть на скрипке. Он едва ли добьётся успехов в нелюбимом деле, а желание заниматься чем-либо ещё может пропасть навсегда.
Как же тогда поддерживать мотивацию ребёнка к обучению?
Заниматься этим нужно с первых лет учёбы в школе. Очень сложно замотивировать подростка, который разочаровался в системе образования и обучении в целом ещё в начальной школе. А именно в этот период дети учатся учиться. Важно, чтобы данный процесс у них ассоциировался с положительными эмоциями и ощущением успешности. Многие родители, забывая о таком важном факторе, отдают детей в многочисленные секции, нанимают им лучших репетиторов и каждым таким шагом буквально забирают у них детство.
Важно помнить, что поход в школу не делает вашего ребёнка взрослым моментально. Ему всё так же нужны игры и игрушки, родительские забота и ласка и, конечно же, элементарный отдых. Но и тут не стоит впадать в крайности.
Часто, когда ребёнок не справляется с теми или иными заданиями, полученными в школе, мама или папа стараются помочь. Нет ничего плохого в том, чтобы попытаться объяснить своему чаду то, что он не очень хорошо понимает. Но не стоит делать всю работу за него!
Как много родительских работ порой приходится проверять учителям? И к чему это в итоге приводит? А приводит это к тому, что школьник перестаёт брать на себя ответственность за выполненные задания. Да и разобраться в непонятном предмете такая тактика ничуть не помогает. Может, оценки вашего ребёнка и останутся на уровне, но вот знаний у него уж точно не прибавится.
А как же оценки?
Оценки могут служить неплохой мотивацией для школьников, но, как правило, система оценивания работает наоборот. Всё чаще получение хороших отметок становится самоцелью образовательного процесса, что совершенно обесценивает сами знания и работу, которую выполнил ребёнок. Да, может, ваш ребёнок написал сочинение на тройку, но это вовсе не значит, что он постарался меньше главного отличника в классе. Именно поэтому стоит больше ориентироваться на процесс и поощрять своё чадо за выполненную работу, а не за полученные оценки. И запомните – не все дети должны окончить школу с золотой медалью или стать знаменитыми спортсменами. Каждый человек индивидуален, и каждый ребёнок может сам для себя определить, что ему интересно и важно. Родителям же стоит поддерживать приятную и позитивную атмосферу в семье, помогая своему чаду во всех его начинаниях.
Источник фото: https://shedevrum.ai/post/479f2a7d5acf11efa87ba66c16f5f670/