Пассивно-агрессивное поведение — это подавленное выражение здоровой агрессии, обиды или гнева. Пассивная агрессия проявляется в сарказме, паясничестве, прокрастинации, саботаже и неосознанном вредительстве. Пассивно-агрессивный человек постоянно нарушает обязательства, потому что внутренне не согласен с данным ему заданием, решает просто не выполнять поставленные задачи, или каким-то иным способом саботирует, обижается, ведёт себя по-детски. Пассивная агрессия приводит к самым разным последствиям, разрушая психику и физическое здоровье. Напряжение от нее может привести к срыву, неврозу, неосознанной, но вполне реальной агрессии по отношению к себе или окружающим. К тому же такая агрессия разрушает отношения, тормозит развитие человека и коллектива, мешает людям становиться счастливыми.
Когда агрессия у человека проявлена, то конфликт можно решить тут же. Но если она скрытая, это значит, что человек не позволяет себе показывать эмоции. А иногда он и себе в них не признаётся. И это ещё сильнее может усугубить ситуацию.
Если рассматривать пассивную агрессию в адрес педагога, то она может исходить от учеников школы, от родителей или от коллег.
Существуют рекомендации как действовать в случае пассивной агрессии в ваш адрес:
человек отрицает гнев фразами типа «всё нормально», хотя мимика и поза могут говорить об обратном (например, брови сдвинуты в центр лба, губы напряжены, руки скрещены на груди);
- может «забыть» о важном: например, «Я потерял дневник» или «Вы не говорили об этом»;
- может игнорировать ваши слова или просьбы;
- «игра в молчанку»: вы не можете добиться ни слова в ответ на ваши вопросы.
Важно учитывать, к какой категории лиц относится пассивный агрессор, с которым столкнулся педагог:
- С учеником важно наладить контакт и попытаться выяснить у него причину озлобленности к вам. Ребёнка можно попросить остаться после уроков и обсудить с ним сложившуюся ситуацию тет-а-тет. Показать ему, что вы не враг, что хотите помочь и понимаете его. Объясните ему, что с ним происходит. Спросите, что именно в вас, вашем предмете или действиях его разозлило. Главное – это найти контакт, чтобы ребёнок смог вам довериться и открыться.
- С родителями ситуация обстоит сложнее, многие взрослые привыкли жить, скрывая свои истинные эмоции. Для них это табу и зачастую они не представляют, что можно как-то по-другому. При общении с родителями акцентируйте внимание на том, что ваше с ними взаимодействие всегда направлено на успех ребёнка в школе. И, если в ваших отношениях есть недопонимание и недосказанность, то это может сказаться на ребёнке. Вы взрослые люди: если есть проблема, её необходимо разрешить сообща.
- Чётко обозначьте свои границы с коллегами, как с вами нельзя и как можно. Каким тоном с вами разговаривать нельзя, что можно говорить в лицо, если что-то не нравится, а не за спиной. Помните, что вы на равных и никто не имеет права с вами обращаться подобным образом. И аналогично как с родителями: вы взрослые люди, и, если есть проблема, её необходимо решить совместно как взрослые.
Что делать, если вы обнаружили пассивную агрессию у себя?
- Постарайтесь разобраться в себе, что именно скрывается за пассивной агрессией — гнев, обида, злость или недовольство. Какое именно чувство вы не позволяете себе проявлять открыто?
- Разрешите себе проявлять это чувство. Скажите себе вслух: Я злюсь/ Мне обидно/ Я гневаюсь. Лучше это сделать перед зеркалом, глядя на свое отражение.
- Говорите о том, что вас беспокоит тем людям, в адрес которых вы проявляете пассивную агрессию. Чем больше вы замалчиваете, тем сложнее будет делать это в дальнейшем.
- Учитесь выражать свои чувства. Первое время это будет выходить несколько топорно и слишком эмоционально. Но со временем вы научитесь заранее отслеживать свои чувства и эмоции и управлять ими.
Очень важно научиться проявлять все свои эмоции, в том числе негативные. Если человек не выпускает их наружу, значит они направляются внутрь него самого. И человека это разрушает. Жить долгие годы с таким саморазрушением очень губительно для человека и его психики. Научившись сперва проявлять эмоции, не держать их в себе, вскоре человек научается управлять ими. А это очень полезный навык. Чем раньше человек научится справляться со своими эмоциями, тем счастливей и успешней он будет.
Источник фото: https://vmo24.ru/news/zhit_v_nastoyashchem_psihologi_obyasnili_kak_neblagopoluchnoe_detstvo_vliyaet_na_vzroslogo_cheloveka