ЗАЧЕМ РЕБЁНКУ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ?

В определенном возрасте ребёнок начинает просить у родителей завести домашнее животное. Взрослые по-разному относятся к таким просьбам. Некоторые категорически отказываются, так как это дополнительные расходы, грязь в доме и лишние заботы. Другие подходят к этому вопросу рассудительно, считая, что для ребёнка такие хлопоты будут полезными. 

Один из самых главных вопросов, который стоит продумать заранее – это здоровье всех членов семьи. 

Необходимо выяснить, есть ли у кого-то аллергия на шерсть, слюну животного или какая-либо индивидуальная непереносимость. Сделать это нужно перед тем, как вы принесёте питомца в дом. После его появления в доме будет гораздо сложнее решить вопрос. Во-первых, вы уже взяли ответственность за живое существо на себя и просто так избавиться от него нельзя. А во-вторых, для ребёнка это может стать психологической травмой – дети очень быстро привязываются к своим подопечным. 

Второй вопрос, на который нужно ответить – кто будет заботиться о питомце? 

Если вы хотите, чтобы уход полностью лежал на плечах ребёнка, то выбирать питомца нужно исходя из этого. Важно подумать, какую часть ухода вы возьмёте на себя и как распределите обязанности между членами семьи. Очень часто бывает, что, например, маленькому ребёнку лет семи заводят собаку. Он, естественно, не в состоянии целиком заботиться о ней, даже выгуливать один не сможет. А родители сетуют, что, мол, собаку купили ребёнку, а гулять приходится им. И кто же виноват в этой ситуации?

Когда вы поймёте, как распределится уход за животным в семье, станет ясно, кого именно можно заводить. 

Что и в каком возрасте можно поручить ребёнку? 

Малыш 3-4 лет вполне может наливать свежую воду в миски, мыть игрушки, насыпать наполнитель в лоток. В 5-6 лет ребёнок способен помыть клетку, вычесать линяющую шерсть, прибрать грязь за животным. В 7-8 лет можно доверить детям вымыть лапы собаки, насыпать нужное количество корма в миску, следить, чтобы питание было регулярное и в нужное время.

Примерно с 10 лет дети начинают гулять на улице одни, без взрослых (конечно, это усредненная цифра, в разных семьях происходит по-разному). Значит, с этого возраста они смогут самостоятельно гулять с собакой. Но обязательно нужно соотносить возраст ребёнка, его психологическое и физическое развитие с породой собаки, которую он должен выгуливать. Даже если физически он сможет удержать большую собаку, например, лабрадора, вы должны понимать, что на улице могут возникнуть негативные ситуации, например, встреча с не дружелюбными собаками, которых выгуливают без поводка. Или пёс увидит кошку и резко дернет поводок. Ребёнок может растеряться и в критичной ситуации повести себя неразумно. И вина за это будет лежать на родителях, которые неверно оценили возможности сына или дочери. В такой ситуации можно гулять с собакой вдвоём или вообще всей семьей. И ребёнку будет приятно, и ваша семья еще больше сплотится, а также ребёнок сможет наблюдать, как нужно реагировать на различные происшествия и как правильно общаться с собакой. 

Часто бывает, что малыш просит завести ему кошку или собаку, а родители покупают рыбок или грызунов, так как за ними проще ухаживать. Надо понимать, что может возникнуть обида, и ребёнок вообще откажется ухаживать за животным. Также не всегда за мелкими питомцами меньше ухода. Любое животное требует внимания, времени, финансовых вложений. Поэтому если вы не готовы к такому, то лучше подождать, когда дети подрастут и смогут взять на себя большую часть забот. Однако бояться заводить питомца тоже не стоит. 

Давайте взвесим плюсы и минусы содержания домашних животных. 

К плюсам, безусловно, относится воспитательный фактор: уход и забота за питомцем учит быть дисциплинированным и заботиться о других, учит ответственности, развивает эмпатию (способность к сопереживанию), а также улучшает двигательную активность (например, прогулки с собакой или игры дома). Психологи говорят, что дети, у которых есть домашние животные, проще заводят друзей. 

Домашнее животное – это источник знаний о природе и окружающем мире. Учеными доказано, что у детей, растущих с домашними любимцами, лучше развита мелкая моторика и творческие способности.

Некоторых животных используют в качестве зоотерапевтов. Самые распространенные зоотерапевты – это собаки, кошки, лошади и дельфины. Еще в 18 веке ученые заметили положительное влияние кошек и собак на здоровье человека. Сегодня канистерапию (зоотерапия с участием собак) и фелинотерапию (с участием кошек) применяют для лечения детей с особенностями здоровья и не только: её назначают для преодоления нарушений при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна, эпилепсии, неврозах, различных видах деменции. А также для восстановления после травм, инсультов, стрессовых других расстройств. Это подтверждает то, что животные положительно влияют на здоровье человека. 

Из минусов содержания животных в доме – в первую очередь, называют: грязь, шерсть, неприятные запахи, которые могут оставлять после себя питомцы. А также дополнительные хлопоты. С собаками, например, необходимо гулять минимум два раза в день. Владельцам кошек нужно установить на окна специальные сетки, которые защитят их любимцев от падения. Также кошки активны ночью, что может стать проблемой для любителей спокойно поспать. Птицы могут быть очень шумными. Грызуны обычно оставляют неприятные запахи и у них небольшая продолжительность жизни. Скорая смерть любимца может нанести психологическую травму ребёнку. Аквариумы для рыб нужно регулярно чистить, что довольно трудозатратно. Черепахи подвержены болезням и не очень активны, с ними детям может быть скучно. 

И второй важный момент, о котором мы уже говорили в начале, – у хозяев может возникнуть аллергия на шерсть или запах питомца. 

Питомец в доме — это большая ответственность, но польза от общения с ним, на наш взгляд, превосходит все возможные сложности. 

Если вы всё же решили завести питомца, продумайте заранее, как вы организуете совместный быт. Обсудите с детьми, кто и что будет делать по уходу за животным, чтобы потом не было неожиданностей или отказов. Тщательно продумайте организацию пространства. Хотите ли вы, чтобы питомец заходил в детскую или гостиную, где будет стоять клетка или миски с едой и водой, как будет организован туалет. Также надо обговорить, каким образом дети могут общаться с животным. Например, морскую свинку нельзя сильно сжимать, так как можно повредить ее органы, собаке нельзя разрешать облизывать лицо или кошке спать в постели у детей, не трогать любимца, когда он ест и прочее. Все эти правила вы сами создаете лично для своей семьи. Заранее узнайте, где находится ближайшая ветеринарная клиника, куда вы сможете обратиться при необходимости. Если вы решились на собаку, узнайте, где вы сможете заниматься с ней общей кинологической подготовкой, чтобы научить ее жить в социуме. В любом случае, если вы задумались о том, чтобы завести домашнее животное, внимательно изучите его особенности и те, последствия, с которыми вы можете столкнуться. Плюсов, на наш взгляд, конечно, больше. Но если вы совершенно не готовы к минусам – не торопитесь, подумайте ещё раз и, возможно, лично вам стоит подождать. Но не расстраивайтесь. Общение с животным миром очень полезно для развития и социализации ребёнка, и вы в состоянии это общение организовать. Можно поехать с детьми на домашнюю ферму, покормить лошадей, посмотреть на коз и баранов, понаблюдать за птицами, поиграть с кроликами. Также сейчас много питомников, куда пускают на территорию пообщаться с животными. Например, питомники ездовых собак, где даже можно прокатиться на упряжке. Посещая такие места, ребёнок тоже сможет осознать, что животное — это не игрушка, и за ним нужно ежедневно ухаживать, кормить, выгуливать.

Источник фото: https://dzen.ru/a/XZRfvx6OPwCvOXOs