Злятся и дерзят все дети. Это нормальное развитие психики, выплески злости происходят регулярно, но на определенных стадиях развития становятся чаще и ярче, а потому заметнее. Не принимайте на личный счет, товарищи родители. Нет, ребенок не умышленно проявляет к вам неуважение, не специально не повинуется вам, не держит злого умысла насолить вам, испортить настроение. А что же тогда с ним происходит?
Давайте разберемся, чем на самом деле вызвано такое поведение. Но важно, чтобы вы поняли — оно совершенно нормально.
Кризис неповиновения — это не фаза, а естественная часть развития. По мере взросления у ребенка созревает и его способность делать что-либо по собственной инициативе и собственными силами. Одновременно приходит и желание большей независимости, желание самостоятельно делать собственный выбор.
Родителю может быть трудно уследить за столь динамичным развитием, так как оно часто происходит быстро и внезапно. В таких случаях родители и дети обычно не достигают взаимопонимания — родители относятся к ребенку как к маленькому и глупенькому, а ребенок зачастую не может выразить словами, почему он чувствует себя обиженным таким отношением.
Невозможность выразить свое состояние и приводит к резкой реакции ребенка, которая может показаться непонятной для родителя. Например, речь может идти о том, что ребенок бросается на пол и воет, когда не добивается своего, или что он отказывается есть, одеваться, идти и так далее. В такие моменты родителю нужно попытаться дать ребенку пространство и независимость, насколько это возможно. Например, вы можете предложить ребенку больше выбора (в одежде, в выборе дороги, если речь о прогулке, и так далее) или возложить на него больше личной ответственности.
Капризное, дерзкое или грубое поведение вызывается не только естественным развитием ребенка, в нем может быть виновата и реакция родителей, их способ обращения с ребенком. Вызывающее поведение направлено исключительно на родителей, это их реакции его не устраивают, это им он не может докричаться. Поэтому нет ничего необычного в том, что родители и другие взрослые, присутствующие в жизни ребенка (например, педагоги, тренера, врачи), имеют совершенно разные представления о «типичном поведении» ребенка.
Один ребенок может быть вызывающим или проявлять признаки вызывающего поведения на протяжении всего детства. А у других детей это поведение может полностью отсутствовать. Развитие каждого ребенка и взаимодействие с окружающим миром индивидуальны, и ни сильное вызывающее поведение, ни полное отсутствие вызывающего поведения не являются признаками того, что вам нужно беспокоиться.
Говорить только об одном «возрасте неповиновения» на самом деле некорректно, потому что дети часто проходят стадии неповиновения примерно три раза за время своего воспитания. Ниже приведены три наиболее частых периода крайне вызывающего поведения в детстве. Возраст, конечно, может сильно варьироваться от ребенка к ребенку.
2 года: В двухлетнем возрасте обычно появляются первые признаки вызывающего поведения. Это самый известный и признанный возраст неповиновения.
На этом этапе жизни ребенок впервые начинает открывать и исследовать себя и свою способность влиять на окружающий мир. В возрасте двух лет ребенок начинает использовать язык, чтобы добиться своего. Также происходит проверка границ, что может быть очень напряженным периодом для родителей.
Характерными чертами этой фазы развития являются внезапные истерики и сильные вспышки, когда ребенок не добивается своего. Ребенок может лежать и кричать в общественном месте, разбрасывать предметы или отказываться одеваться.
6 лет: Примерно в возрасте шести лет дети часто снова вступают в вызывающий период. Ребенок достиг стадии развития, когда он начинает задумываться о многих более глубоких и серьезных вещах. Они любопытны и хотят знать все об этом мире. Повседневная жизнь также может привести к большим изменениям, например, если ребенок пойдет в школу или дошкольное учреждение, и вдруг с ним больше не будут обращаться как с маленьким ребенком. Тело также развивается быстро, что может быть непросто.
Ребенок может чувствовать себя растерянным и неуверенным в том, как вести себя в определенных ситуациях. С одной стороны, он хочет казаться большим и независимым, с другой стороны, он также ищет безопасности, предлагаемой маленькому ребенку. Некоторые изменения могут произойти очень быстро, поэтому ребенок может легко почувствовать себя неуверенно.
Неповиновение проявляется, среди прочего, в резких перепадах настроения и в поведении, которое, как известно ребенку, родители не одобряют.
9 лет: В возрасте девяти лет дети могут пройти последний вызывающий период перед подростковым возрастом. На этом этапе жизни дети часто чувствительны. Вокруг них происходит много всего, и их понимание мира и своего места в нем быстро растет. Даже в этом возрасте многие чувствуют себя неуверенно и уделяют большое внимание «приспособлению».
На этом этапе неповиновение зачастую менее выражено — ребенок уже не ложится и не кричит, а вместо этого может, например, агрессивно разговаривать со взрослыми или проявлять к ним дерзкое отношение.
Как справиться с вызывающим поведением?
Вызывающее поведение маленького ребенка может сильно расстроить родителей и разозлить. Хороший способ справиться с ситуацией с маленьким ребенком (2-3 года) может состоять в том, чтобы говорить с ним кратко и ясно. Если начать с длинных изложений и объяснений, велик риск того, что ребенок не поймет или даже не захочет слушать. Также важно не слишком раздвигать свои границы, а вместо этого предоставить ребенку безопасную и легкую для понимания среду.
Ребенку немного старше (4-7 лет) вы можете облегчить кризис поведения, постаравшись одновременно создать безопасную среду и предоставив ему больше свободы для самоопределения.
Например, вы можете дать ребенку возможность выбора: два разных комплекта одежды или два разных предложения на завтрак могут дать родителю шанс добиться своего, в то время как ребенок будет чувствовать, что он принял собственное решение. Слушайте ребенка, задавайте вопросы и проявляйте понимание его мыслей и опасений.
Ребенка в возрасте 8-12 лет, который проявляет неповиновение, можно поддержать, предложив ему подтверждение того, что вы понимаете его чувства, предоставив безопасность и достаточно много места для маневров выбора. Иногда ребенку нужно просто побыть наедине со своими мыслями и, что важно, в обстановке, в которую не вмешиваются родители. Элементарно: дайте поплакать в своей комнате и послушать грустную музыку, не врывайтесь с платочками, блинчиками и уж тем более с обесценивающим «что ты ревешь из-за пустяков».
Дети тоже хотят, чтобы их слышали, а не просто указывали, что делать.
Вызывающее поведение означает, что ребенок достаточно развился, хочет проверить свои и ваши границы и самоопределиться. С непослушным ребенком иногда бывает чрезвычайно трудно справиться. Совершенно естественно иногда чувствовать, что у вас заканчивается энергия и терпение. В таком случае полезно поговорить, например, с детским психологом, ведь каждый случай индивидуален. Но также попробуйте для собственного облегчения, например, пригласить няню на вечер – с чужими людьми дети ведут себя иначе, а вам нужно время выдохнуть, набраться сил и подумать, как быть дальше, к каким компромиссам уже можно идти. Может быть, действительно немного расширить границы, дать больше самостоятельности? Может быть, вы слышите ребенка и все понимаете, в чем корень проблем, но из-за личных позиций не идете навстречу из принципа? Посмотрите со стороны на ваши отношения и поймите – ребенок просто растет, важно его не согнуть, не сломать, а помочь расти правильно.
Источник: https://admmegion.ru/gov/adm/struct_adm/kdn/news/index.php?ELEMENT_ID=329184