Продолжаем говорить об особенностях подросткового периода с родителями, у которых дети находятся как в подростковом возрасте, так и готовятся к нему (9-11 лет) или уже выходят из пубертата (18-21 год).
Сегодня поговорим о том, почему подросток замкнулся в себе и начал играть с родителями в молчанку? Как получилось так, что общение с ним начинает сводиться к коротким фразам?
Ребёнок весь день провел в комнате, отказался от совместного просмотра фильма. К вечеру еле удалось его вытащить на кухню.
– Как дела с уроками? – Нормально.
Вот и весь разговор…Ужин проходит в молчании. Тишину прерывает разве что стук приборов. Спрашивать о том, как дела у ребёнка, бесполезно – в лучшем случае ответ уместится в два-три слова.
– Спасибо за ужин.
И Ваш больше не малыш скрывается в комнате. Куда делся разговорчивый ребёнок, который без умолку болтал с родителями? Как получилось, что его словарный запас сузился до фраз «нормально», «хорошо», «плохо», «оставьте меня в покое»?
«Молчаливый» подросток вполне может быть общительным в разговорах с друзьям. И это нормально – ведь его внимание в этом возрасте переключается на общение со сверстниками.
Некоторыми проблемами делиться с друзьями проще – ведь приятели не так сильно, как родители, включены в жизнь подростка. Вряд ли сверстники будут тревожиться, принимать всё близко к сердцу и учить жизни так же, как это делают мамы и папы.
В подростковом возрасте родители теряют свой авторитет для ребенка и отходят на второй план – так происходит становление его взрослости. У подростка появляются секреты и переживания, которыми он не хочет делиться. Таким способом охраняется хрупкая идентичность, которая постепенно выстраивается на основе личного опыта подростка, критичного отношения к чужим взглядам и мнениям.
Игнорирование – частая проблема, с которой сталкивается каждый второй родитель подростка. В тот момент, когда ребёнок кажется взрослым и на него так хочется опереться в базовых моментах – он начинает демонстративно не слушать, отворачиваться и всем своим видом демонстрировать, что ни во что вас не ставит.
Задумывались ли вы, как давно тщетно пытаетесь достучаться до собственного ребёнка? Ругаетесь, добиваетесь выполнения хотя бы одного поручения, будь то банальный вынос мусора или прогулка с собакой. Расстраиваетесь, когда всё, что бы ни сделали ваш сын или дочка, происходит или назло, или из-под палки. Почему угрозы, к которым вы прибегали в порыве злости и бессилия, уже не действуют? Руки опускаются, голос срывается на крик, а простая просьба, которую давно можно было сто раз выполнить – превращается в приказ со всеми сопутствующими «быстро», «сейчас» и «потому что я так сказала».
Как случилось, что на правильное и логичное «помой за собой посуду» дочь стала вас игнорировать и молча сбегать из кухни, а на «уберись, наконец, в комнате» сын начал закатывать глаза и провожать тихим «достала»?
Хорошая новость: у подростка нет цели всеми возможными способами вывести вас из себя, хотя порой именно так и выглядит его поведение. Вашему взрослеющему ребёнку так же некомфортно от этих условий общения, как и вам, но он пока не может осознать это. Он хочет чем-то поделиться, но не знает как, хочет довериться, но панически боится непонимания. А больше всего ваш ребёнок хочет, наконец, стать взрослым, правда, совершенно не понимает, как же это сделать.
Часто бывает так, что подросток и сам не понимает, как оформить в слова ураган душевных потрясений. Изменение пропорций тела, эмоциональная буря, нестабильная самооценка, влюбленность – не всегда подросток хочет обсуждать новые переживания, которые обрушиваются на него лавиной. К тому же, некоторые темы могут вызывать стеснение или страх, что родитель не поймет, осудит, начнёт раздавать указания.
Вторая хорошая новость заключается в том, что именно вы можете ему помочь. Для этого вам важно научиться общаться с подростком на одном языке, без криков, нотаций, придирок и неработающих ультиматумов, из позиции «Наставник». Научиться понимать, что происходит в душе у ребёнка. И здесь следует найти баланс – не устраивать допросы с пристрастием, но и не дистанцироваться, не игнорировать подростка. Да, ему важно личное пространство и свобода в действиях. Но так же важно понимать, что родители всегда рядом, к ним можно обратиться за помощью и поддержкой в любое время, если будет необходимо.
Вторая хорошая новость заключается в том, что именно вы можете ему помочь. Для этого вам важно научиться общаться с подростком на одном языке, без криков, нотаций, придирок и неработающих ультиматумов, из позиции «Наставник». Научиться понимать, что происходит в душе у ребёнка. И здесь следует найти баланс – не устраивать допросы с пристрастием, но и не дистанцироваться, не игнорировать подростка. Да, ему важно личное пространство и свобода в действиях. Но так же важно понимать, что родители всегда рядом, к ним можно обратиться за помощью и поддержкой в любое время, если будет необходимо.
Источник фото: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/chto-delat-s-obidoy-na-detey/