Что следует предпринять родителям за год до поступления ребенка в школу

    Каждый ребенок неповторим, индивидуален, имеет, как правило, свои пристрастия и интересы. Заранее позаботьтесь о выборе школы, в которую ваш ребенок пойдет учиться, учитывая при этом его наклонности, здоровье, особенности поведения. Определите готовность ребенка к школе с помощью специалиста-психолога в детском саду или в школе. Проанализируйте поведение вашего ребенка, уровень его развития, выясните для себя, на что нужно обратить особое внимание при подготовке ребенка к школе.

    Предлагаем познакомиться с перечнем факторов риска, учет которых позволит родителям своевременно оказать помощь своему ребенку.

    ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ,ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Факторы риска:

    • неспособность понять инструкцию (задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых;
    • хаотичность действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен» и т.п.);
    • трудность работы без отвлечения – даже в течение 5 – 7 минут;
    • явно отрицательная реакция на неудачу (слезливость, отказ от работы);
    • небольшой запас различных сведений, знаний;
    • трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления;
    • низкий уровень развития памяти.

    Особое внимание обратите на способность ребенка правильно воспринимать обращенные к нему вопросы, умение четко и правильно отвечать на них, объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.

    УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Факторы риска:

    • бедный запас слов;
    • неумение грамотно строить предложения;
    • трудности артикуляции;
    • нарушения звукопроизношения;
    • затруднения звукобуквенного анализа;

    Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедической помощи.

    РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ. Факторы риска:

    • неловкость при выполнении задания;
    • неспособность выполнить задание;
    • низкий уровень координации движений пальцев;
    • неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии;
    • неровность, нечеткость штрихов;
    • тремор (дрожание рук).

    ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Факторы риска:

    • затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;
    • неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размеренности, наклона и т.п.).


    Анализ развития ребенка, выявление факторов риска позволят выбрать систему занятий по подготовке ребенка к школе, помогут определиться родителям с тем, какая школа в большей мере соответствует возможностям ребенка.