Как детям и родителям пережить 1 сентября без вреда для здоровья

Первый день осени — не только всеобщий праздник знаний, но и начало суровых трудовых будней для школьников и, что там скрывать, многих родителей. Особенно тяжело тем, кто идет первый раз в первый класс. Давайте поговорим о том, как пережить этот день и пройти адаптационный период в школе без вреда для здоровья.

Чтобы правильно подготовиться, нужно начать с самого простого и одновременно самого важного — позитивного настроя. 1 сентября должно запомниться как начало нового интересного этапа в жизни, а не как день, когда закончилось детство. Этот период требует больших эмоциональных сил от родителей, которым придется побеждать свою усталость, непоследовательность, желание «отмахнуться», а порой и ревность к учителям.

Ребенок, идущий в школу впервые, знает о ней только по рассказам старших, то есть ожидания и психологический настрой формируют именно родители. Расскажите о школе и первой линейке заранее, обсудите с ребенком все переживания, которые у него возникают. Очень важно, чтобы ваши слова и поведение не усиливали напряжение и беспокойство. Например, не стоит манипулировать высказываниями типа «А вот в школе за такое поведение накажут, а вот в школе тебя воспитают», — ребенок и так волнуется, не нужно его пугать. Лучше поделитесь своим благополучным опытом школьной дружбы, объясните, что все дети ходят в школу, и обычно это интересно и здорово. Отпразднуйте в кругу семьи новый этап в жизни ребенка, но лучше без громких фраз, таких как «Ну, теперь ты взрослый, убирай игрушки, это для малышей.

Почему школа — это стресс для первоклассника?

Жизнь ребенка меняется кардинально. Теперь у него более строгий распорядок дня, и если раньше он засыпал и просыпался, когда хотел, то сейчас ему будет непросто. Новый режим сна и отдыха стоит ввести заранее, чтобы это не стало шоком в первые недели учебы. С началом учебного года резко возрастает объем обязанностей и, как следствие, усталости. Стоит временно освободить школьника от домашних дел или значительно сократить их. Чередуйте выполнение заданий с подвижными играми и не будьте чересчур строги — вспомните себя в 7 лет. Сто раз переписанные крючки и черточки могут слишком утомить ребенка — и вечер закончится истерикой.

Как настроить ребенка на рабочий лад после трехмесячных каникул?

Заранее входите в режим всей семьей, напомните о существовании школьных друзей, расскажите о новых интересных предметах. Подведите итоги лета: где был, что узнал, с кем познакомился, как изменился сам — такими новостями захочется поделиться с одноклассниками.

Переходя на интенсивные занятия после длительного отдыха, ребенок начинает тратить намного больше энергии. Как и все сопутствующие стрессы, это нужно грамотно компенсировать.

 Прежде всего должен неукоснительно соблюдаться график питания в течение дня: завтрак, обед и ужин. Пища должна быть разнообразной и более обильной, чем это было летом. Необходимы молочные продукты, мясные, каши, фрукты и овощи. Они восполнят потребность организма в белках, жирах и углеводах, а самое главное, будут давать ребенку необходимую энергию для умственных и физических занятий в школе. 

Очень часто дети под разными предлогами не хотят идти в школу. Как быть в этой ситуации?

Говорите с ребенком спокойным и доброжелательным голосом, не поддавайтесь на эмоциональные провокации и истерики. Важно донести, что вы понимаете, как он устал или ему надоело чем-то заниматься, но это пройдет. Просто сейчас трудное время и нужно его пережить. Приведите подходящие примеры из его жизни: «А помнишь, как ты не хотел ехать к бабушке, а потом нашел там друзей и тебе понравилось в деревне. Ты боялся воды, а потом научился плавать и полюбил купаться». Ну и настаивайте, что в школу идти все же нужно.

Что делать, если у ребенка начинаются трудности в общении со сверстниками?

Слушайте своего ребенка. Разрешите ему брать с собой в школу небольшие игрушки — ему будет спокойнее, плюс появятся темы для общения с одноклассниками. Позвольте ему пожаловаться вам на соседа по парте и вместе найдите решение. Только не забывайте, что сосед по парте — такой же взволнованный мальчишка или девчонка со своими проблемами.

А если появились трудности в общении с учителем?

Будьте осторожны в распутывании этих историй. Ребенок не всегда может правильно понять отсутствие улыбки на лице учителя, ошибочно воспринять оценку как выражение личного отношения. Первым делом расспросите подробнее о происходящем, успокойте его. Если проблема действительно состоит в отношении учителя к ребенку, не пускайте ее на самотек, поговорите с педагогом лично. Вообще полезно быть на связи с учителем и не стесняться объяснять, что дело не в капризах, а в усталости и волнении.

Спорт, физкультура и даже обычная зарядка не только устраняют напряжение в мышцах, но и снимают усталость, расслабляют нервную систему.
         Обычно мы просим ребенка не отвлекаться от выполнения домашнего задания, пока он все не закончит. Однако детям, особенно в начальных классах, рекомендуется заниматься не более часа подряд, а затем делать перерыв на 10—15 минут. Выполнение уроков может стать любимым делом, если его интересно организовать.

Как быть, если ребенок боится плохих отметок?

Ребенок может бояться, если его этим пугают. Объясните, что оценка никак не влияет на вашу любовь к нему. Вы можете расстроиться, но только из-за того, что он не выучил урок, хотя у него есть для этого способности и время. Но вы его любите и поможете исправить ситуацию. Распространенная история: «Не знаю, почему он переживает из-за двоек, мы его не ругаем».

Но при этом с первого класса ребенку твердят об институте и важности успеха всегда и во всем. Здесь недалеко и до невроза. Или ребенок боится быть отстающим, непопулярным в классе. Не забывайте обращать внимание на другие таланты малыша, поддержите его. Помните, что оценки могут снижаться по многим причинам — переживания, трудности в семье, усталость, стеснение. Не ленитесь каждый раз разбираться в ситуации.

Нередко за время каникул дети значительно пополняют свой арсенал непечатных выражений. Как отучить от этого?

Ни в коем случае не делайте вид, что вы не слышали, что сказал ребенок. Не игнорируйте. Спокойно ему объясните, что такие слова нельзя использовать в обществе (и конечно, сами воздерживайтесь дома, только так это и сработает). «Есть правильные, приличные слова, которые обозначают части нашего тела. Их мы используем, когда хотим что-то об этом сказать маме, папе или врачу. А есть некрасивые слова, они обозначают примерно то же — но использовать их неприлично, даже если ты рассержен. Всего доброго.  И до новых встреч.