Сначала делает, только потом думает? О том, как научить ребенка самостоятельно анализировать ситуацию и принимать верные решения

Воспитание ребенка — это сложная работа, с отложенным результатом. И один из методов этой работы — помощь ребенку в развитии полезных привычек.

Вот, например, чистка зубов. Сначала вы педагогично, изо дня в день, каждое утро и каждый вечер уговариваете ребенка почистить зубы. С песнями, прибаутками, играми, с объяснением почему необходимо чистить зубы два раза в день. Ежедневно вы формируете у ребенка полезную привычку — чистить зубы. Но результат ваших трудов вы увидите ни сразу, а через 3, 4 или 5 месяцев, когда ребенок без напоминаний пойдет в ванную, возьмет щетку и почистит зубы. И это только первый этап, привычка ежедневно чистить зубы поможет ребенку сохранить здоровые зубы на протяжении всей жизни.

Чаще всего на ум приходят полезные привычки, которые связаны с гигиеной и уходом за телом: чистка зубов, мытье рук или зарядка по утрам. Эти привычки очень важны, они помогают ребенку заботится о своем физическом здоровье.

А бывают привычки, которые помогают ребенку в социуме. Они помогают качественно общаться с друзьями, одноклассниками, а в будущем строить карьеру. Стратегическое мышление — это именно такая привычка. Как и с чисткой зубов, мыслить стратегически можно привыкнуть и со временем этот способ мышления дойдет до автоматизма. Ребенок будет просчитывать разные пути решения проблемы и выбирать подходящую тактику, которая приведет его к цели в долгосрочной перспективе.

Мыслить стратегически — это привычка, которая даёт свои плоды на протяжении всей жизни

Когда ребенку пригодится стратегическое мышление? Стратегическое мышление у детей-дошкольников звучит так: «Если я сделаю так, то будет так-то…»‎. Например, ребенок 3-5 лет точно знает, что, если он кинет песком в соседа по песочнице, то сосед расплачется, а мама посмотрит на виновника строгим взглядом, сделает замечание, а, может, и вовсе попросит уйти из песочницы. Средний дошкольник видит только один вариант развития событий и чаще принимает решения на основе эмоции, чем продуманной стратегии.

Младшие школьники же, уже могут спрогнозировать несколько вариантов развития событий и выбрать оптимальный.
Вот, например:

На перемене в школе назревает конфликт: мальчик Даня принес в школу машинку на радиоуправлении. Ее увидели ребята постарше и тоже захотели поиграть. Разрешения они спрашивать не желают. Если Даня бывал в похожей ситуации и мыслит стратегически, то он проиграет в голове несколько вариантов развития событий:

Вариант 1: быстро схватить машинку и убежать в класс.

Результат: машинка будет в безопасности, но скоро будет следующая перемена и история повторится.

Вариант 2: решить конфликт кулаками.

Результат: Даня меньше и слабее ребят постарше и, вероятно, проиграет в драке, да и получит выговор от учителя.

Вариант 3: позвать своего старшего брата, чтобы тот объяснил ребятам, что Даня даст им машинку на следующей перемене.

 Результат: Даня будет в безопасности и не поругается с ребятами старше

Цель у Дани долгосрочная — остаться со старшеклассниками в хороших отношениях и поиграть на этой перемене в машинку. Даня оценил риски и возможности ситуации и понял, что наиболее вероятно, что выгорит вариант 3. Однако, если бы Даня не развил навык стратегического мышления, вероятнее всего, он поступил бы эмоционально: полез в драку или убежал. В таком случае он не достиг бы своей цели, а вдобавок прослыл бы трусом или драчуном. А в школе, репутация — важная вещь.

Как приобрести привычку мыслить стратегически. Развить стратегическое мышление помогают настольные игры шахматы, шашки, монополии. И необязательно, начинать тренировать этот навык в 10-11 лет. Как и в чистке зубов: чем раньше начнешь, тем лучше результат получишь.

Например в шахматы можно начинать играть с 4 или 5 лет, ведь шахматы — это в первую очередь игра. А стратегическое мышление — это дополнительный навык, который ребенок приобретает в процессе игры. И если начать развивать этот навык с раннего детства, то и применять его можно будет раньше, а не в 20-25 лет, когда люди начинают строить карьеру и понимают важность стратегического мышления.

Часто люди с развитым стратегическим мышлением становятся успешными руководителями.