Дети и гаджеты. Это важно знать родителям

Гаджеты появились в нашей жизни не так давно, и тем более не так давно наша жизнь вошла в полный «цифровой цикл». Но может быть есть уже сейчас какие-то исследования, какое-то понимание, как всё это отразится в долгосрочной перспективе на детской психике?
Например, длительность и тип концентрации внимания, эмоциональная устойчивость, каким всё это будет у детей, которые сейчас растут с гаджетами? Могут ли быть психические расстройства при долгосрочном выходе из зоны комфорта в будущем?
Гораздо большее беспокойство, чем воздействие на зрение и осанку (т.е. физическое здоровье) в плане телефонов, соц.сетей, компьютеров, вызывает их воздействие на психику.
Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпровождение в них вредно потому, что экранное время идет вразрез с конкретными очень важными возрастными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику. А мелкая и крупная моторика, как известно, напрямую связана с развитием речи, т.к. центры в мозгу, отвечающие за формирование речи и движения находятся рядом.
Экранное время попросту тормозит психическое развитие ребёнка, т.к. идёт в ущерб тому времени, которое ребёнок мог бы что-то придумывать, строить, творить, конструировать сам, развивая своё воображение и фантазию.
У более старших детей ежедневное залипание в гаджетах по 5-8 часов ведёт к социальной дезадаптации. Вместо того, чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать или отстаивать свои границы, убеждать, доказывать что-либо, делиться, защищать, мириться в случае конфликта и т.д., ребёнок проводит время «один на один» со своим электронным другом. Даже если он и общается с другими детьми в соц. сетях — это на самом деле, является симуляцией общения и совершенно отличается от общения с реальной жизни с реальными людьми.
Также, регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (один Тик-Ток чего стоит), у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и не глубокой информации, крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чём-то одном.
Ребёнок теперь может в любой момент обратиться за поддержкой в соцсетях к ровесникам, увеличивает ли это дистанцию внутри семьи, как влияет на восприятие авторитетов? Насколько в этом плане сейчас вообще в разных мирах живут дети и взрослые?
Дети во все времена могли и обращались к своим ровесникам за поддержкой. Это естественно. Сейчас просто формат таких обращений изменился. Ребёнок не по телефону звонит друзьям, не во двор за поддержкой идёт, а в соц. сети. В каком-то смысле это даже хорошо, что есть у детей такая возможность сейчас. Но во всём важен баланс. Если кроме соц. сетей у ребёнка нет друзей, не сформирован круг общения с детьми в реальной жизни — это не есть хорошо.
А дистанцию внутри семьи увеличивает недостаток совместного семейного времяпровождения, семейных традиций, поддержки и понимания ребёнка со стороны взрослых, нереалистичные ожидания в адрес ребёнка, постоянная критика его личности и поведения. Вот, на что стоит обратить внимание. Родители часто запрещают или забирают гаджеты, но не предлагают взамен то, на что их можно заменить. А дети разучились по другому заполнять свой досуг. И им в этом нужно помочь.
Насколько ребёнка есть смысл контролировать в его общении с гаджетами и соцсетями? Дети демонстрируют удивительную приспособляемость: умеют обманывать умную колонку (говоря низким голосом, чтобы включался взрослый режим), открывать сервисы через браузер, а не приложения, чтобы обойти родительский контроль и так далее.
С другой стороны тревожно за самый младший возраст: племянница одной из наших сотрудниц, например, верит, что Алиса настоящая, называет её своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как её оттуда освободить. Как вообще подобное скажется на психике в дальнейшем? Или это нормально?
Контролировать общение ребёнка с гаджетами надо обязательно. И здесь не нужно надеяться, что с ним можно договориться на словах. Не получится. Гаджеты засасывают, и зависимость у детей формируется очень быстро. Внутри гаджетов в настройках с помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные ограничения, так и временные. Важно заранее объяснить ребёнку, что у него есть возможность пользоваться гаджетами определённое время, после чего программы, игры и приложения будут закрываться. Если он будет взламывать настройки и придумывать, как их обойти, то будут определённые последствия — он будет, например, отдыхать от телефона в течение недели. При этом ребёнку для связи можно дать кнопочный телефон.
Реально ли сбалансировать взаимодействие ребёнка с цифровым миром и с реальным (учитывая, что и реальный стремительно цифровизируется, что стало видно на всеобщей удалёнке). Что можно для этого сделать родителю?
Да, это возможно. Для этого нужно помогать ребёнку видеть всё многообразие реального мира. Играть с ребёнком в настольные игры, приглашать в гости других детей, вместе ездить в интересные для ребёнка места, возможно, приглашая в поездку кого-то из его друзей, читать ребёнку, ставить ему аудиокниги, вместе делать дела по дому, вместе смотреть и обсуждать интересные фильмы. Помочь ребёнку найти хобби и секции, кружки, на которые он будет ходить с интересом.
Да, это возможно. Для этого нужно помогать ребёнку видеть всё многообразие реального мира. Играть с ребёнком в настольные игры, приглашать в гости других детей, вместе ездить в интересные для ребёнка места, возможно, приглашая в поездку кого-то из его друзей, читать ребёнку, ставить ему аудиокниги, вместе делать дела по дому, вместе смотреть и обсуждать интересные фильмы. Помочь ребёнку найти хобби и секции, кружки, на которые он будет ходить с интересом.

Источник фото: https://dzen.ru/a/XqalHpGzzBRr80xe