Проблема сквернословия среди подростков

В последние десятилетия проблема сквернословия приобрела особое значение. Если раньше нецензурная лексика была, главным образом, специфическим языком преступников, алкоголиков и других опустившихся лиц, то теперь мат всё глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества: одних он коробит, другие считают его нормальным, большинство людей просто привыкли.
Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравственную деградацию нашего общества. Сквернословие охватило почти все возрасты. Сложилось мнение, что русский язык вообще невозможен без мата. Данную лексику мы слышим на улицах, на остановках, в транспорте, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, даже из уст политических деятелей и артистов. Ругательства стали исполнять роль заменителей пауз. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, потому что подростковый возраст – это возраст становления личности и серьёзных попыток самоутверждения. Для подростков нецензурная лексика, это обычная речь, они не замечают этих произнесённых слов и на замечания искренне удивляются: «А что я сказал?». Перед родителями и педагогами встаёт вопрос, как реагировать на бранные слова в лексиконе подростков?
Среди подростков сквернословие стало распространённым и будничным. У одних молодых людей сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов  без того, чтобы не выругаться. Другие обычно ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» (а все чаще и «чисто женского») разговора считают словцо, с помощью которого подчёркивают доверительный и раскованный характер беседы. Третьи относятся к брани брезгливо – выругаться для них немыслимо. Однако и те, и другие, и третьи единодушно не одобряют молодёжное сквернословие.
 Что же такое сквернословие? Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Само слово «сквернословие» происходит от слова «скверна». Согласно словарю В.Даля «скверна – мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, и т.д.». История возникновения сквернословия берёт своё начало уже с самых истоков цивилизации. Скверные слова были включены в заклинания, обращённые к языческим божествам, эти слова-заклинания произносить имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира.
Заблуждением является общепринятое мнение насчёт того, что мат – это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зеркало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. После революции мат вошёл в лексикон всех слоёв общества. Но в СССР за нецензурную брань в общественном месте по Уголовному кодексу полагалось 15 суток ареста.
Не случайно за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание. Статья 20.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях за употребление бранных выражений в общественных местах наказывается штрафом, общественными работами и даже в некоторых случаях лишением свободы.
Данный кодекс предусматривает следующее наказание:

  1. В наказание за мат в общественном месте нарушителю порядка положен штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток.
  2. Если эти действия усугубляются неуважением полиции или других представителей власти, штраф возрастает до значений от 1000 до 2500 рублей.
  3. Если нецензурная брань (мат) обращена к конкретному человеку, это классифицируется уже как оскорбление. За это деяние предусмотрен штраф до 40 тысяч рублей, исправительные работы или арест до года.
  4. За оскорбление достоинства личности, произнесённое в публичном выступлении, нарушителю грозит штраф до 80 тысяч рублей, исправительные работы или ограничение свободы до двух лет.
    На самом же деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
    В подростковой среде общение с употреблением бранных слов популярнее, чем во многих взрослых группах. Употребление подростками нецензурных слов имеет объяснение:
  • во-первых, для подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости;
  • во-вторых, нецензурная лексика является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. В раннем детском возрасте употребление бранных слов бессознательное, в подростковом же имеет определенную цель – «приобщиться» к обществу. Сквернословие стало общепринятым молодёжным правилом, и отказаться от него во многих случаях означает противопоставить себя тому кругу, к которому хотелось бы или приходится принадлежать. Часто подросток начинает материться в кругу сверстников, чтобы просто не оказаться белой вороной, не прослыть «ботаником» и маменькиным сынком;
  • в-третьих, сквернословие – это защита, защита от характерных для этого возраста страхов, а также возможность шокировать взрослых, чтобы  вывести их из себя, измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость.
    Следует учитывать интеллектуальный уровень среднестатистического молодого человека, для которого внятно выразить свою мысль – большая проблема. Для таких юношей и девушек ругательство даже не выступает как таковое, а является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в лексическом запасе. Нужно терпеливо разъяснять подростку разницу между употреблением «плохих» и «хороших» слов. Лучший пример воспитания здесь – всем взрослым не позволять употребление подобной лексики в присутствии подростков.
    Среди учащихся  нашего Центра старшего и среднего звена, было проведено анкетирование с целью выявить, каково отношение у  подростков к проблеме сквернословия на сегодняшний день.
     Ответы на первый вопрос анкеты «Считаешь ли ты, что существует серьёзная проблема культуры речи в нашем обществе?» показывают, что большинство подростков (42,1%) считают, что проблема культуры речи остро назрела в нашем обществе.
    Отвечая на второй вопрос анкеты «От кого ты чаще всего слышишь бранные слова?», 52,6 % респондентов ответили, что слышат их от подростков, 36, 8% от проходящих мимо людей, 10,5 % от друзей.
    Вопрос «Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?» показал следующие цифры: 75% учащихся с разной градацией (редко, иногда, часто) ответили единогласно, и только 25% ответили отрицательно.
     Согласно ответам на вопрос «Опасно ли сквернословие?», не все признают это явление очень опасным. Так, 31% опрашиваемых не считают эту проблему опасной, 3% или никогда не задумывались об этом, или просто не знают о её существовании. Наиболее частые ответы среди тех, кто признал это явление очень опасным, следующие: «язык сильно засоряется», «люди становятся безграмотными», «словом можно обидеть сильнее, чем физически», «люди станут употреблять только скверные слова», «загрязняется словарный запас».
    Среди причин, побуждающих человека сквернословить, подростки назвали выражение эмоций, при этом преобладающими являются негативные эмоции (злость, раздражение, ненависть, обида, отчаяние и др.). И только немногие объяснили употребление скверных слов невоспитанностью или окружающей средой.
    На следующий вопрос анкеты «Нужно ли бороться со сквернословием и как?» ответы были единогласны, что бороться с нецензурной лексикой необходимо.  Выбирая вариант ответа на вопрос «Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?», наиболее частотными являются «низким уровнем культуры» и «безнаказанностью». Единодушно отрицательный ответ был на вопрос «Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?».
    Таким образом, анкетирование учащихся показало, что проблема сквернословия не может не касаться каждого члена общества. Справиться с проблемой сквернословия среди подростков поможет следующее: во-первых, и это – самое важное: необходимо развивать речь детей, молодёжи и подростков, приучать их грамотно, эмоционально и при этом культурно выражать свою мысль. Необходимо учить их нормативно (в литературной или разговорной форме) выражать мысль, литературно излагать свою точку зрения и выражать оценку событий и фактов, то есть развивать речевые механизмы нормативной связной устной речи. Во-вторых, необходимо объяснять подрастающему поколению (и взрослым сквернословам), что недопустимы не ругательства как таковые, а их использование в общественных местах, то есть при наличии слушателей, свидетелей. В-третьих, не обязательно ругаться десятком общеизвестных слов, возможно надо придумать  себе свои собственные ругательства, которых ни у кого нет (кстати, их можно будет употреблять и «при свидетелях»). И, наконец, необходимо демонстрировать сквернословам образцы культурной, интеллигентной речи – это также позволяет вытеснить сквернословие из употребления в том или ином кругу говорящих.
    Таким образом, анкетирование учащихся показало, что проблема сквернословия не может не касаться каждого члена общества. Справиться с проблемой сквернословия среди подростков поможет следующее: во-первых, и это – самое важное: необходимо развивать речь детей, молодёжи и подростков, приучать их грамотно, эмоционально и при этом культурно выражать свою мысль. Необходимо учить их нормативно (в литературной или разговорной форме) выражать мысль, литературно излагать свою точку зрения и выражать оценку событий и фактов, то есть развивать речевые механизмы нормативной связной устной речи. Во-вторых, необходимо объяснять подрастающему поколению (и взрослым сквернословам), что недопустимы не ругательства как таковые, а их использование в общественных местах, то есть при наличии слушателей, свидетелей. В-третьих, не обязательно ругаться десятком общеизвестных слов, возможно надо придумать  себе свои собственные ругательства, которых ни у кого нет (кстати, их можно будет употреблять и «при свидетелях»). И, наконец, необходимо демонстрировать сквернословам образцы культурной, интеллигентной речи – это также позволяет вытеснить сквернословие из употребления в том или ином кругу говорящих.