Что следует предпринять родителям за год до поступления ребенка в школу

Каждый ребенок неповторим, индивидуален, имеет, как правило, свои пристрастия и интересы. Заранее позаботьтесь о выборе школы, в которую ваш ребенок пойдет учиться, учитывая при этом его наклонности, здоровье, особенности поведения. Определите готовность ребенка к школе с помощью специалиста-психолога в детском саду или в школе. Проанализируйте поведение вашего ребенка, уровень его развития, выясните для себя, на что нужно обратить особое внимание при подготовке ребенка к школе.
Предлагаем познакомиться с перечнем факторов риска, учет которых позволит родителям своевременно оказать помощь своему ребенку.

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ,ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Факторы риска:

  • неспособность понять инструкцию (задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых;
  • хаотичность действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен» и т.п.);
  • трудность работы без отвлечения – даже в течение 5 – 7 минут;
  • явно отрицательная реакция на неудачу (слезливость, отказ от работы);
  • небольшой запас различных сведений, знаний;
  • трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления;
  • низкий уровень развития памяти.
    Особое внимание обратите на способность ребенка правильно воспринимать обращенные к нему вопросы, умение четко и правильно отвечать на них, объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.

УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Факторы риска:

  • бедный запас слов;
  • неумение грамотно строить предложения;
  • трудности артикуляции;
  • нарушения звукопроизношения;
  • затруднения звукобуквенного анализа;
    Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедической помощи.

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.
Факторы риска:

  • неловкость при выполнении задания;
  • неспособность выполнить задание;
  • низкий уровень координации движений пальцев;
  • неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии;
  • неровность, нечеткость штрихов;
  • тремор (дрожание рук).
  • ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
    Факторы риска:

    • затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;
    • неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размеренности, наклона и т.п.).
      Анализ развития ребенка, выявление факторов риска позволят выбрать систему занятий по подготовке ребенка к школе, помогут определиться родителям с тем, какая школа в большей мере соответствует возможностям ребенка.